Фінансові новини
- |
- 13.01.25
- |
- 09:37
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
Кому понадобился переворот в Кыргызстане
08:35 30.03.2016 |
Попытка свернуть демократию, происки иностранных спецслужб или политическая борьба неконвенционными методами - пока актуальны все версии
В силу своих компактных размеров, географического положения и богатейших недр Кыргызстан является одним из важнейших нервных узлов Центральной Азии. Любые изменения обстановки здесь означают либо попытку, либо возможность нарушения сложившегося баланса сил в регионе. В общем, это очередная потенциальная зона нестабильности в рамках периметра "российской зоны интересов".
Тем не менее, недавняя попытка государственного переворота в Кыргызстане на данный момент воспринимается скорее как некая "странная история", совпавшая по времени с местными выборами, очередным витком напряжения в отношениях с Узбекистаном и празднованием годовщины "тюльпановой" революции 2005 года. 21 и 22 марта на сайте Bulbul.kg были выложены аудиозаписи разговора между несколькими персонажами.
Согласно расшифровке записи новостным агентством 24.kg, голоса предположительно принадлежат оппозиционным политикам Бектуру Асанову, Кубанычбеку Кадырову, Азимбеку Бекназарову и помощнику министра внутренних дел временного правительства Дуулату Турдуналиеву. Фигуранты беседы якобы планировали заручиться "поддержкой акасакалов" и организовать 14 и 24 марта массовые беспорядки во всех регионах Кыргызстана, захватить власть и изгнать правительство и президента - речь шла о подготовке сторонников, машин и раздаче денег.
Обсуждение той же темы зафиксировано и второй аудиозаписью: первый кадр сообщает, что встреча состоялась 20 марта в адвокатском офисе председателя оппозиционного движения "Эл уну" ("Глас народа") Азимбека Бекназарова. В ней, в частности, участвовали экс-депутат Кубанычбек Кадыров (лидер НОД - национального оппозиционного движения), Бектур Асанов (бывший глава Джалал-Абадской облгосадминистрации и посол в Пакистане), Равшан Жээнбеков (депутат прошлого созыва, о нем пишут, что впоследствии примкнул к пророссийской партии "Ар Намыс"), экс-посол в Турции Мамбетжунус Абылов, относительно молодой политик Улукбек Маматаев (член НОД, председатель политической партии "Ак калпак"), Кадыр Кошалиев (председатель движения "Народный курултай"), и эксперт в области энергетики Эрнест Карыбеков, также из НОДа.
Отметился в этих файлах также крупный чиновник при нескольких кыргызстанских режимах и идеолог тенгризма Дастан Сарыгулов, который прокомментировал записи таким образом, что разговор состоялся на самом деле, но речь не шла о захвате власти. По его словам секретариат Народного курултая обсуждал кандидатов в члены правительства в случае расформирования действующего кабмина. Этих претендентов, мол, намеревались предложить парламенту, чтобы их рассматривали при формировании нового правительства.
В публичном пространстве перспектива отставки действующего правительства не обсуждается: по итогам осенних выборов 2015 года была сформирована условно левоцентристская коалиция большинства, состоящая из 80 депутатов. В оппозиции остались две столь же условно национал-либеральные фракции из 40 парламентариев. Осенью же парламент утвердил практически тот же состав правительства, перетасовав половину министров.
Премьером же - в юбилейный 20-й за годы независимости раз стал Темир Сариев. Однако, с точки зрения правоохранителей - все всерьез. Кадырова и Асанова арестовали на основании записей. Также был задержан и Эрнест Карыбеков.
Нельзя исключать и практическую сторону дела - судя по персоналиям фигурантов, если это и был заговор, то его можно воспринимать как заговор "бывших" из разных эпох, во многом утративших свое политическое влияние. Хотя комментаторы сообщают о связи Карыбекова с Фархадом Парпиевым, который считается доверенным лицом Салимбая Абдувалиева, известного в соседнем Узбекистане криминального авторитета. При этом обозреватели отмечают, что в Узбекистане криминальный мир находится под жестким контролем Службы национальной безопасности. В то же время, Сарыгулов сохраняет влияние на настроения работников рудников (компания "Кыргызалтын"), на которых в основном и держится экономика Кыргызстана.
То есть, хотя записи могут быть смонтированы и использованы в интересах иностранных спецслужб (как это не раз бывало в Украине), некие политические телодвижения предпринимаются. А падкая на скандалы подобного рода кыргызстанская пресса в этот раз почему-то скупо комментирует детали. Любопытно, что впоследствии кыргызский Госкомитет нацбезопасности распространил сообщение, что аудиозапись подлинная, получена в рамках ранее возбужденного уголовного дела и санкционирована судом. Ситуация, в общем, шаблонная как для тех немногих постсоветских стран, в которых, подобно Кыргызстану, общественное мнение играет важную политическую роль, так и стран "Новой Европы" (к примеру, серьезные политические скандалы в Польше и Словакии были, как правило, связаны с подслушиванием).
Тем не менее, следует подчеркнуть, что в Кыргызстане - по крайней мере, на данный момент, пока "евразийская интеграция" республики еще недостаточно глубока, говорить об авторитарных тенденциях было бы неверно. Другое дело, что борьба за власть между фракциями, кланами и неформальными бизнес-группировками кипит постоянно, и к скандализации политической жизни граждане во многом адаптировались. На сегодняшний день постреволюционное руководство Кыргызстана не замечено в явных покушениях на суверенитет народа - более того, несмотря на то, что политологи отмечают безидейность кыргызстанских партий, президент в этой стране имеет право только на один шестилетний срок.
Конечно, если изучить те или иные кадровые назначения (отставив вопросы фракционизма, субэтнические нюансы и коррупцию), то можно увидеть доминирование фигур, так или иначе вовлеченных в процесс евразийской интеграции, собственно материальная часть которой зависла в ходе разворачивания в РФ острых кризисных явлений. Ведь еще 21 декабря в ходе встречи с российскими официальными лицами в Москве, заместитель министра экономики Киргизии Айбек Калиев сообщил, что из-за "неблагоприятной экономической ситуации" в России компания "Интер РАО" и холдинг "РусГидро" не смогут выполнить свои обязательства по строительству гидроэнергетического проекта. Три дня спустя президент Киргизии Алмазбек Атамбаев подтвердил это, заявив, что "наши российские друзья не смогут реализовать эти проекты", и что "так будет в течение долгого времени".
В качестве альтернативного инвестора неоднократно упоминался Китай, вероятность вытеснения Москвы Пекином в этом аспекте пока остается низкой, поскольку, невзирая на то, что последнее десятилетие Китай инвестирует значительные средства в инфраструктурные проекты в Центральной Азии, все они так или иначе предназначены для экспорта энергетических ресурсов, товаров и материалов в Китай. Проект ГЭС необходим самому Кыргызстану, а соответственно не входит в число приоритетных для Пекина. Более того, по словам заместителя министра экономики Нурлана Садыкова, Киргизия теперь должна выплатить России $37 миллионов за одностороннюю денонсацию соглашений по строительству Камбаратинской ГЭС-1 и Верхне-Нарынского каскада ГЭС.
Известно, что правительство республики испытывает системные финансовые трудности, поэтому достать и эти средства для него может оказаться затруднительным. В то же время, упоминания Узбекистана в информационной суете вокруг попытки переворота могут оказаться не случайными. Дело в том, что в последние годы Кыргызстан пытается освободиться от зависимости страны от поставок газа из Узбекистана, который их неоднократно приостанавливал из-за задержек Бишкеком выплат. Также Киргизия импортирует часть электроэнергии из Казахстана, а в последнее время даже из Таджикистана.
Поэтому заговор мог быть демонстрацией возможностей соседней страны в вопросе влияния на внутренние дела республики. Однако до президентских выборов еще около двух лет, при этом нынешний лидер, Атамбаев, согласно конституции участвовать в них не сможет. Хотя именно на следующих выборах будет понятно, способен ли "союз евразийской безысходности" перемолоть Кыргызстан (равно как и Армению) под себя - сможет ли в стране удержаться демократическая форма правления. Но в любом случае, несмотря на экономические проблемы республики и ее неустойчивое внешнеполитичексое окружение, "мартовский" заговор выглядел как явный фальстарт.
Максим Михайленко
|
|
ТЕГИ
ТОП-НОВИНИ
ПІДПИСКА НА НОВИНИ
Для підписки на розсилку новин введіть Вашу поштову адресу :