Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Почему бензин в России не дешевеет вслед за нефтью?

23:47 13.01.2016 |

Потребительские цены на бензин в России в 2015 году выросли почти на 5%, сообщил во вторник Росстат.

По данным ведомства, рост цен в рублях составил 4,8% при официальном уровне инфляции в 12,9%.

Во многих странах мира снижение цен на нефть вызвало ощутимое снижение цен на бензин. По данным портала GlobalPetrolPrices.com, за последний квартал 2015 года в Европе бензин подешевел в среднем на 4%, а в США - 11%.

При этом в России снижение цен в долларовом выражении составило лишь 1,6%.

"Высокие розничные цены - это единственный способ нефтяников добрать те деньги, которые они теряют за счет падения цен на нефть, введения налогового маневра и прочих факторов", - заявил Би-би-си руководитель информационного направления исследовательской группы "Петромаркет" Александр Былкин.

По его мнению, здесь также есть место компенсации ценой при меньшем объеме продаж, поскольку спрос на нефтепродукты на территории России снижается.

В свою очередь партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин отмечает, что российские власти считают бензин предметом роскоши для населения, а его розничную продажу - важным источником доходов, отказываться от которого они не будут.

Русская служба попросила Михаила Крутихина объяснить, почему в России нет очевидной корреляции между мировой ценой на нефть и внутренней ценой на бензин и есть ли из этой ситуации выход.

Предмет роскоши

Би-би-си: Почему в России сильное понижение цен на нефть не приводит к хоть сколько-нибудь ощутимому для граждан снижению цен на бензин?

Михаил Крутихин: Давайте по трем пунктам пройдемся. Первое: в цене бензина в России больше 60% - это налоги, то есть то, что отбирает правительство. Бензин у нас считается предметом роскоши, поскольку с него берется даже акцизный налог, как с золота, табака, алкогольных изделий и так далее. Пункт номер два: президент России во время своей "прямой линии" с народом в 2010 году прямо ответил на этот вопрос. Ему вообще каждый год задают про бензин вопросы. Он тогда сказал, что необходимо помочь нефтяным компаниям, которые испытывают проблемы в связи с невысокими ценами на нефть. Во-вторых, он сказал, что если вы уже смогли купить себе автомобиль, то уж на бензин у вас деньги найдутся обязательно. И третье: я должен сказать, что если цены на бензин на российских бензоколонках переводит в твердую валюту, скажем, в доллары, то мы увидим, что цены действительно не повышаются, а понижаются, поскольку они отражены в рублях. Другое дело, что покупать бензин должны российские граждане, которые получают отнюдь не доллары, а эти вот самые рубли. Что касается долларов, то там действительно работают интересы нефтяных компаний, которые видят свою прибыль от экспорта именно в долларах, поэтому, если в абсолютном выражении бензин в России дешевеет, то для потребителей российских он, конечно, не дешевеет.

Би-би-си: Можно ли сказать, что сбыт готовых нефтепродуктов российскому потребителю - единственная сфера, в которой нефтяные компании сейчас могут компенсировать убытки от падения цен на нефть, которые сказываются на доходах от экспорта?

М.К.: Нет, это неверно. Дело в том, что в связи с изменением цен на нефть российские нефтяные компании страдают гораздо меньше, чем российский бюджет, поскольку два основных налога - экспортная пошлина на вывоз сырой нефти и налог на добычу полезных ископаемых - взимаются с экспортной цены нефти и, к тому же, имеют прогрессивное значение. Если цена на нефть падает, например, на 40%, то страдает государство, а для нефтяных компаний падение заработка составляет примерно 10%. Поэтому нефтяные компании здесь страдают в меньшей степени, более того, они даже немного выигрывают от сокращения курса рубля по отношению к доллару, потому что, опять-таки, зарабатывают они в дорогих долларах, а расплачиваются - с поставщиками, с рабочей силой, за электроэнергию внутри России - в российских подешевевших рублях. Здесь тоже некоторая выгода. Нельзя говорить, что российские нефтяные компании страдают от снижения цен, прежде всего страдает российский федеральный бюджет.

Чего ждать в 2016 году?

Би-би-си: Если в России нет очевидной корреляции между мировыми ценами на нефть и внутренними ценами на бензин, то как это ценообразование происходит в других нефтедобывающих странах?

М.К.: Есть такая нефтедобывающая страна, как Норвегия, я в воскресенье оттуда прилетел. Там цены на нефтеколонках меняются каждый день по нескольку раз. Цена может быть 11 крон за литр, а может - 12-13. Но если вы думаете, что обогащаются нефтяные компании или владельцы бензоколонок, то это неверно. Я даже видел объявление на бензоколонке, что, извините, налоги составляют столько-то и столько-то, а нам не достается практически ничего. Я спросил у владельца: "Вы, наверное, при таких ценах уже миллионером стали". А а он смеется и говорит: "Единственное, на чем я зарабатываю, - это на продаже сосисок проезжающим водителям". На бензине в Норвегии зарабатывает, прежде всего, правительство, как в России.

Би-би-си: Что должно произойти, на ваш взгляд, чтобы такая схема ценообразования изменилась?

М.К.: Это никак измениться не может, потому что правительство попросту забирает себе львиную долю прибыли нефтекомпаний от реализации нефтепродуктов и делиться этой прибылью с кем-то еще оно не собирается. Оно по-прежнему будет считать это одним из основных своих видов доходов. Особенно в тяжелом финансовом положении, в котором правительство оказалось сейчас, тем более бюджет собираются секвестрировать, сокращать налоги на нефтепродукты оно не будет.

Би-би-си: Если не брать нынешний кризис, а вспомнить более благополучные времена, всегда казалось нелогичным, что в стране, которая сама добывает много нефти, бензин стоит дорого. Что тогда можно было изменить?

М.К.: Я думаю, что если бы правительство было бы более социальным, то есть в меньшей степени работало бы в интересах крупных корпораций и собственного бюджета, то, я думаю, можно было бы снизить хотя бы акцизы на бензин и дизельное топливо или налог на добычу полезных ископаемых, чтобы стимулировать более эффективную работу нефтяных компаний.

Би-би-си: Чего ждать людям от цен на бензин в 2016 году?

М.К.: Экспортную пошлину уже заморозили, хотя обещали сократить после того, как подняли налог на добычу полезных ископаемых. Я думаю, бензин может несколько подорожать в рублевом выражении. В долларах он подешевеет, но в рублях может подорожать.

 

ТЕГИ

Курс НБУ на завтра
 
за
курс
uah
%
USD
1
41,4912
 0,0692
0,17
EUR
1
45,1860
 0,0758
0,17

Курс обміну валют на 19.07.24, 10:10
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,2020  0,08 0,20 41,9328  0,13 0,32
EUR 44,9320  0,12 0,27 45,8752  0,09 0,19

Міжбанківський ринок на 19.07.24, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,4150  0,01 0,01 41,4900  0,05 0,12
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес