Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Выход России из бензинового кризиса откладывается

10:47 06.05.2011 |

Как сообщает ‘КоммерсантЪ' в публикации "Владимир Путин взял шланги правления в свои руки", Пути выхода из бензинового кризиса правительство вчера продолжило обсуждать сначала на заседании правительственной комиссии по ТЭКу у вице-премьера Игоря Сечина, а затем и на президиуме правительства у премьер-министра Владимира Путина. Результат заседания не ожидался никем: вместо предполагаемой отмены запрета на реализацию бензина класса "Евро-2" премьер-министр обвинил в создании дефицита нефтяные компании, запретил им биржевые сделки с аффилированными структурами и пригрозил ограничить экспорт нефти. Выход из бензинового кризиса откладывается - ни одна из предписанных мер увеличить предложение бензина на рынке не сможет, а запрет на продажу в России топлива "Евро-2" Белый дом не снял.

Бензиновый кризис вчера стал объектом пристального внимания правительства. "В результате дефицита нефтепродуктов на биржевых торгах необоснованно растет цена",- доложил премьеру вице-премьер Игорь Сечин, с утра обсудивший тему на комиссии по ТЭКу. Он предложил запретить нефтяным компаниям заключать на бирже сделки с аффилированными структурами. "Объемы на бирже должны реализовываться независимым сетям",- пояснил вице-премьер. "Дело не в дефиците! Дело в сговоре!" - поправил его Владимир Путин. "Они договариваются между собой, тут же отдают на биржу небольшое количество, тут же в один удар все скупают, и все - дело с концом. Это все не имеет смысла",- заявил премьер, поручив Игорю Сечину совместно с Федеральной антимонопольной службой (ФАС) дополнительно ужесточить контроль за нефтекомпаниями.

Напомним, версия о том, что топливный кризис в конце апреля 2011 года спровоцировали нефтекомпании, практически обязанные с марта продавать на бирже (преимущественно СПбМТСБ) 15% собственного производства нефтепродуктов, выдвигалась независимыми трейдерами уже в момент его начала (см. "Ъ" от 26 апреля). Впрочем, эта версия объясняла бы закрытие только независимых сетей АЗС, но не дефицит топлива в сетях "Роснефти", "Газпром нефти", ТНК-ВР и их джобберов в ряде регионов. Версию о "сговоре" в первый день кризиса обнародовало и руководство ФАС, но затем ведомство стало более осторожным в комментариях. Теперь же "сговор" объявлен основной причиной происходящего - а нефтекомпаниям грозит новое "ужесточение контроля". Отметим, они уже достаточно дезориентированы: так, на прошлой неделе появились сообщения о перебоях с топливом в Ярославской области, в которой расположены крупнейшие НПЗ ТНК-ВР, вполне контролирующей местный рынок.

Еще за несколько часов до заседания президиума у Игоря Сечина также обсуждалась та же версия - но в менее жестком виде и как одна из нескольких. Мало того, Игорь Сечин с утра пояснил: "Нельзя отрицать влияния на наш внутренний рынок объективных факторов - таких как новая конъюнктура на мировых сырьевых рынках". Хотя, не называя компаний, господин Сечин подчеркнул, что в ряде случаев речь идет об их "недобросовестном поведении". Вице-премьер также высказал претензии к нефтекомпаниям, которые не торопятся выходить на биржу. "В торгах на СПбМТСБ участвуют лишь восемь компаний - "Роснефть", "Газпром нефть", ЛУКОЙЛ, ТНК-ВР, "Сургутнефтегаз", "Башнефть", "Русснефть", "Альянс". А производителей сырья у нас гораздо больше, но почему все остальные не участвуют в этой работе?!" - возмущался вице-премьер, полагая, что рост биржевых цен объясняется исключительно низкой ликвидностью торгов - "не имея необходимых объемов, биржа реагирует повышением цены". Вопрос о том, насколько эффективно осуществлять контроль над нефтекомпаниями через биржу, которая этим нефтекомпаниям и принадлежит, предметом обсуждения, впрочем, отчего-то не стал.

Выход компаний на СПбМТСБ действительно повлиял на происходящее, но не только через "сговор" и адресные сделки, допускающиеся на бирже в Санкт-Петербурге,- он нарушил сложившуюся систему логистики сбытовых подразделений компаний. "Отсечение" сетей независимых АЗС, видимо, происходило как умышленно, так и естественным путем - мелкие региональные потребители до биржи просто не доходили. Сама же по себе биржа позволяла нефтекомпаниям и увеличить экспорт топлива - как через аффилированные структуры, так и через независимых трейдеров: де-факто вывод на биржу 15% производства выводил эти объемы из-под прямого контроля нефтекомпаний и правительства, надзирающего за ними.

Два других фактора, определивших картину топливного кризиса, вчера в Белом доме практически не обсуждались. Главная причина - в феврале премьер Владимир Путин потребовал от крупных компаний снизить цены на своих заправках. При этом оптовые цены, по которым у НПЗ покупали бензин независимые АЗС, по-прежнему определялись экспортной альтернативой и росли вслед за мировыми ценами: снижение рентабельности сетей АЗС стало почвой для апрельских событий. Вторым фактором стало введение с 2011 года более жестких требований к бензину на уровне "Евро-3" - некоторые нефтяные компании не успели модернизировать НПЗ и оказались не готовы к производству высококачественного бензина. Запрещенный к реализации в РФ бензин "Евро-2" пошел на экспорт - в первом квартале 2011 года экспорт бензина вырос на 50% (см. "Ъ" от 26, 29 и 30 апреля). Таким образом, на рынке образовался дефицит предложения, который в условиях "зажатых" цен лишь усилился. И лишь третьим фактором стала "рекомендация" правительства довести объем биржевых продаж на СПбМТСБ до 15% от производимых нефтепродуктов - это решение дестабилизировало рынок, который без него приходил бы к дефициту медленнее.

От вчерашних заседаний в Белом доме ждали именно решения проблемы "Евро-2". Напомним, первой реакцией правительства на кризис стало повышение с 1 мая экспортных пошлин на бензин. В нефтяных компаниях тогда выразили недоумение: это решение блокировало прежде всего экспорт "Евро-2", тогда как на рынке ощущается дефицит топлива "Евро-3", который и без этого никто не экспортировал. В Минэнерго на прошлой неделе заявили: перенос сроков перехода на "Евро-3" одобрен премьером, теперь это дело техники. "Мы ждем решения правительства. Как только будет снят запрет на "Евро-2", компания обеспечит все потребности внутреннего рынка",- заявили "Ъ" в "Роснефти". Решения вчера не последовало.

Сам по себе топливный дефицит уже постепенно сокращается естественным путем - ростом цен на бензин. По данным Росстата, с 28 апреля по 3 мая цены на автобензин выросли в РФ на 2,9% - судя по всему, замер проводился 30 апреля и демонстрирует лишь часть роста цен, который пока продолжается и к середине мая вряд ли будет менее 6-7% к среднеапрельским ценам. Новый уровень цен Белый дом явно не устраивает, при этом правительство с одобрения Владимира Путина теперь имеет возможность игнорировать очевидную связь дефицита топлива и "зажима" цен, сваливая все происходящее на "сговор" нефтекомпаний и требуя от них снижения цен.

Впрочем, обнародованные вчера угрозы проблему решить, видимо, не смогут. Отказ от "адресных" сделок на СПбМТСБ вряд ли позволит быстро восстановить логистику у независимых АЗС, а ограничения на экспорт сырой нефти лишь увеличат рентабельность НПЗ. Поиски же "сговора" на рынке топлива лишь усилят проблемы нефтекомпаний и создадут новые причины для роста цен на топливо в среднесрочной перспективе.

Александр Гудков, Дмитрий Бутрин

 

ТЕГИ

Курс НБУ на завтра
 
за
курс
uah
%
USD
1
41,4912
 0,0692
0,17
EUR
1
45,1860
 0,0758
0,17

Курс обміну валют на 19.07.24, 10:10
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,2020  0,08 0,20 41,9328  0,13 0,32
EUR 44,9320  0,12 0,27 45,8752  0,09 0,19

Міжбанківський ринок на 19.07.24, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,4150  0,01 0,01 41,4900  0,05 0,12
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес