Фінансові новини
- |
- 18.12.24
- |
- 21:53
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
Отечественные и зарубежные руководители определили наиболее эффективные инструменты менеджмента
16:59 12.07.2007 |
Международная компания Bain&Company (стратегический консалтинг; с 1973 г.; в Киеве - с 2007 г.; 3,7 тыс. чел.) недавно провела исследование Management Tools and Trends 2007. Перед аналитиками стояла задача - выявить наиболее востребованные и эффективные инструменты менеджмента. В опросе участвовали более 8,5 тыс. компаний разного уровня из разных стран мира. Результаты оценивались по количественному (процент использующих тот или иной инструмент от общего количества опрошенных) и качественному (эффективность этого инструмента для компании) критериям. Впрочем, в результате выяснилось, что по большинству параметров качест - венные показатели коррелируют с количественными.
К сожалению, украинские компании в опросе не участвовали. Поэтому БИЗНЕС решил самостоятельно выяснить, каким инструментам отдают предпочтение наши топ - менеджеры. В результате мы опросили руководителей 45 компаний, которые подбирались по принципу, использованному Bain&Company, - 65% составляли украинские фирмы, 35% - иностранные. Соответственно, среди респондентов присутствовали представители крупного, среднего и относительно небольшого бизнеса. Опрашивали, опять же, по уже имеющемуся перечню из 21 инструмента, чтобы впоследствии сравнение полученных данных выглядело корректным. Помимо количественных показателей мы просили оценить эффективность того или иного инструмента по пятибалльной шкале.
Итак, согласно опросу Bain&Company, первое место в списке самых популярных инструментов в среде развитого капитализма занимает стратегическое планирование. Его используют 88% компаний во всем мире.
Симпатии украинских руководителей в вопросе самого эффективного инструмента управления совпали с симпатиями их зарубежных коллег - по результатам опроса, таким инструментом было признано стратегическое планирование. В своей повседневной работе этим инструментом пользуются 78% отечественных компаний.
Далее мнения отечественных и зарубежных руководителей разошлись. У нас второе место "пьедестала" по эффективности заняла формулировка миссии и видения компании (76%). Третье досталось общей инновативности (73%). Для сравнения: зарубежные руководители отвели формулировке миссии и видения компании лишь пятое место, а общая инновативность вообще не вошла в мировую десятку самых эффективных инструментов (см. "Наиболее эффективные инструменты менеджмента в Украине" "Наиболее эффективные инструменты менеджмента в мире" и "Динамика оценки эффективности инструментов менеджмента")
Между тем иностранные топ - менеджеры "серебро" отдали управлению отношениями с клиентами (CRM) - 84% компаний в мире активно пользуются этим инструментом. Что касается реалий украинского менеджмента, то, по данным нашего исследования, CRM в фаворе у 68% руководителей (четвертая позиция в списке). При этом и крупные, и средние компании используют этот инструмент примерно в одинаковой мере. "От качества построения отношений с потребителями зависит рыночное будущее компаний. К примеру, у нас около 90% покупателей - постоянные клиенты", - сказал Юрий Приходько, директор розничной сети компании "DiaWest - Комп'ютерний світ" (г. Киев; розничная торговля компьютерной техникой; с 1994 г.; 700 чел.; оборот за 2006 г. - 265 млн грн.).
В мировом списке третью позицию занимает сегментация потребителей (82%). У нас же этот инструмент удостоился восьмой ступени. Им пользуются лишь 39% отечественных компаний.
Интереснее обстоят дела с бенчмаркингом. По данным Bain&Company, в мировой практике этот инструмент по частоте использования занимает четвертую позицию (81%). У нас он оказался в аутсайдерах - только 10% украинских компаний находят ему практическое применение. Как объяснил БИЗНЕСу один из экспертов, одна из причин небрежения к бенчмаркингу кроется в укоренившемся стереотипе о том, что западные технологии в нашей стране не работают.
Впрочем, по нашему мнению, тому есть как минимум еще одно объяснение. Дело в том, что 15 из опрошенных нами компаний так и не смогли расставить приоритеты в списке управленческих инструментов. Поэтому мы решили обзвонить аутсайдеров, чтобы выяснить, почему они не заполнили анкеты. Оказалось, что названия управленческих инструментов приводили их просто в замешательство. "Не знал, что это так называется. Да тут сразу и не догадаешься", - отметил в частной беседе один из респондентов (речь шла о бенчмаркинге. - Ред.). Примерно то же самое нам довелось услышать и от других по поводу остального инструментария менеджера. Причем вполне вероятно, что эти люди в своей практике данные инструменты используют, но считают их собственными наработками. Что ж, как говорил незабвенный Ильич, "учиться, учиться и еще раз учиться... ".
Местные нюансы
Стоит обратить внимание еще на один интересный факт. Из опрошенных нами компаний только в двух отметили, что пользуются почти всем представленным в опроснике инструментарием. Остальные респонденты выделяли из списка не более 5 - 10 инструментов, подчеркивая, что оставшиеся на данном этапе развития компании (или рынка) практически бесполезны.
К примеру, не популярны неприбыльные операции, к которым относят благотворительные и социальные проекты. Только крупные компании подчеркнули, что активно используют этот инструмент в своей деятельности. Изгоем в списке эффективности оказался и такой инструмент сокращения налоговой нагрузки, как офшор. "В нашей стране слово "офшор" уже приобрело стойкую негативную окраску. И даже если компания использует этот инструмент, признание в этом может быть чревато проблемами с налоговыми органами, - признался в частной беседе респондент, пожелавший остаться неназванным. - К тому же сейчас офшоры используются не столько для снижения налогового бремени, сколько для защиты активов. К такой практике прибегают в основном ФПГ. Так им легче защитить свой бизнес от посягательств." Между тем по результатам исследования Bain&Company в мире офшорами открыто пользуются 37% бизнес - структур.
А вот аутсорсинг ценится нашими компаниями значительно выше, чем зарубежными. В Украине им пользуются 39% компаний, что позволяет поставить этот инструмент на шестую позицию в списке (в мировом списке ему отводится седьмое место (77%)). Управление знаниями среди опрошенных украинских руководителей используют только 9%. Поэтому в Тoп - 10 этот показатель не попал. Хотя, например, Александр Ольшанский, учредитель компании Imena.UA (г.Киев; регистратор доменов; с 2002 г.; 50 чел.; оборот в 2006 г. - около $1,5 млн), считает заботу о персонале вообще и повышении квалификации сотрудников в частности одним из самых эффективных инструментов. "Обучение ценно само по себе, независимо от того, чему люди научились. Это расширяет кругозор человека и является хорошим инструментом для сплочения коллектива", - сообщил г - н Ольшанский.
Коэффициент полезного действия
В целом, большинство менеджеров считают, что определить важность того или иного инструмента весьма сложно. "Компании пользуются всем инструментарием, выбирая наиболее соответствующий их бизнес - модели", - отмечает Ярына Ключковская, глава правления UAPR (Украинская ассоциация связей с общественностью). Такого же мнения придерживается и Михаил Бейрак, начальник отдела корпоративных проектов компании "ABBYY Украина" (г.Киев; разработка и дистрибуция программных продуктов; с 1995 г.; 132 чел.): "Оптимальный набор инструментов менеджмента для конкретной организации зависит от положения на рынке, внутреннего состояния и поставленных стратегических целей. Согласитесь, выход на новые рынки и выгодная продажа бизнеса требуют использования набора разных инструментов. И эти инструменты зависят от состояния, в котором в данный момент находится предприятие".
Говоря о степени удовлетворенности использованием тех или иных инструментов, отметим, что сегодня украинские руководители больше всего довольны стратегическим планированием (уровень удовлетворенности - 4,87 балла). Интересный факт - управление лояльностью у отечественных менеджеров не является популярным (в Топ - 10 этот инструмент не вошел). Зато удовлетворенность от его использования - 3,2 балла. У мировых буржуев результаты более сопоставимы...
Татьяна Мигунова