Фінансові новини
- |
- 18.12.24
- |
- 19:09
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
| |
"Єдиний спосіб робити свою роботу добре — це любити її. Якщо ти ще не знайшов свою улюблену справу, продовжуй шукати" Стів Джобс |
Интриги и саботаж (Как сотрудники выказывают свое недовольство)
09:51 30.03.2006 |
Бунт среди офисных работников - меньшее зло для работодателя, чем если они никак не проявляют свое недовольство. Затаив обиду, подчиненные предпочитают плести интриги и саботировать работу.
"Сотрудники, бросившие вызов руководству, ищут искренности и взаимопонимания, и ошибается тот работодатель, который начинает играть с ними в корпоративные игры", - считает Наталья Шефтель, директор по работе с клиентами маркетингового агентства "Деловая инициатива". О том, чем страшен для компании "ползучий саботаж", Шефтель знает не понаслышке - однажды ей и самой довелось выступить в роли бунтовщицы. "Я тогда работала в другом агентстве, - рассказывает она. - И началось все с того, что в компанию пришел новый HR - директор, который предложил руководству сократить процентную, самую доходную для sales - менеджеров, часть вознаграждений и в два раза увеличить вместо этого их базовый оклад". Раньше сотрудники клиентского отдела получали $600 - 700, а на процентах могли заработать в два раза больше. Новая система лишала их половины дохода. Объединившись, они стали требовать возврата своих процентов. Но тщетно. Директор просьбы восставших оставлял без внимания. Тогда сотрудники решили пойти симметричным путем - они стали уходить с работы минута в минуту и выполнять только предусмотренные должностной инструкцией задания. Противостояние продолжалось три месяца, но начальство оставалось непреклонным. Когда же чаша терпения переполнилась, работники всем отделом покинули компанию.
Эксперты отмечают - если в производственных компаниях рабочие выражают свой протест, объявляя забастовку, то офисный персонал в случаях недовольства предпочитает ограничиться конфликтной ситуацией. По мнению Софьи Данилкиной, председателя Национального союза кадровиков (НСК), такие предпочтения сложились исторически. "Слово "забастовка" для российских работников не совсем понятно, - рассуждает она. - Им куда ближе подковерные игры и интриги: например, подговорить коллег и сорвать какое - то задание, нежели коллективно выйти на улицу с транспарантами". А по мнению Виктории Звонаревой, консультанта компании Penny Lane Consulting, все дело в более строгом соблюдении последними "этических норм".
"Рабочие смотрят на такие вещи проще: что - то не понравилось - не вышли на работу, а офисные сотрудники предпочитают бороться без отрыва от производства, но с использованием всех возможных инструментов шантажа", - добавляет управляющий партнер консалтинговой компании AMT Consulting Group Руслан Никифоров.
Чтобы унять негативные эмоции сотрудников и пресечь попытку бунта, работодатели прибегают к различным методикам. Так, в банках "Траст" недовольный персонал может анонимно писать в корпоративную газету Trustnews, в рубрику "Острый угол". Пишут, правда, без энтузиазма. По словам HR - директора Руслана Шатохина, в месяц таких отзывов набирается не больше десяти.
Гораздо более действенный способ практикуется в японских фирмах. "В большинстве из них для снятия стресса имеется специальная комната с резиновой куклой начальника, которую разгневанный работник может сколь угодно бить и получать от этого удовольствие", - рассказывает Марина Фурта, старший тренер - консультант тренинговой компании CBSD. "Удары в грушу или манекены боссов - меры крайние", - не соглашается с таким подходом Дмитрий Агарунов, владелец издательского дома Game Land. Своих сотрудников он старается настраивать на открытый диалог сразу и с этой целью проводит в компании тренинги и конфиденциальные опросы.
Впрочем, считать, что все эти старания гарантируют работодателю стопроцентное спокойствие, ошибочно. "Поводом для волнений может стать что угодно - от таких бытовых вещей, как пропажа любимой чашки, до непрозрачности решений руководства", - говорит Агарунов. И ситуации, когда победу одерживал восставший персонал, хотя и редко, но все же случались. К примеру, сотрудникам компании Epicor Scala (разрабатывает программные средства и услуги по управлению бизнесом) недавно удалось убедить начальство в том, что требовать отчитываться за личные звонки с корпоративного телефона излишне. "Чаще всего возникал вопрос о счетах во время отпусков, - рассказывает Анна Богачева, менеджер по персоналу компании. - Например, если сотрудник находился в отпуске в стране, где у компании нет своего офиса, считалось, что он звонил по личным делам". Подчиненных такой подход вскоре начал раздражать, а потом они и вовсе потребовали от руководства перестать их проверять. Обращения компания приняла во внимание и с 1 марта делать вычеты за личные звонки из их зарплаты перестала.
Оксана Гончарова