Фінансові новини
- |
- 18.12.24
- |
- 18:37
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
Как вести себя на допросе - стратегия диалога
13:17 10.02.2011 |
В ситуации допроса люди порой ведут себя неадекватно: выдают много лишней, недостоверной информации, создавая проблемы и себе, и коллегам. Такое поведение объясняется не только индивидуальными особенностями в условиях стресса. Зачастую оно провоцируется следователем - специальными техниками, профессионально расставленными ловушками, в которые попадают все, независимо от опыта. Рассмотрим самые распространенные.
Перевод стрелок
Следователь просит прокомментировать действия коллег: «Почему ваш финансовый директор принял такое решение? Как вы можете это объяснить?» В такой ситуации возникает обманчивое ощущение, что, переведя разговор на кого-то другого, ты уходишь с минного поля, где можно подорваться на любом вопросе. Кажется, что теперь самое время расслабиться: ведь речь идет о том, что напрямую тебя не касается и не попадает в зону твоей ответственности. Мы домысливаем, интерпретируем чьи-то действия, с удовольствием высказываем свои соображения, а вместе с ними - недостоверную и небезопасную информацию.
Многозначительная пауза
Бывает, следователь берет продолжительную паузу и многозначительно молчит, а заодно дает понять, что у него и без нас достаточно информации: достает пухлые дела, просматривает чьи-то показания, качает головой, как будто ему все уже ясно. Повертев перед нами бумагами, убирает их, так и не дав прочитать. Это только усиливает неопределенность ситуации и нашу тревожность. Хочется заполнить паузу, и, не дожидаясь конкретного вопроса, мы начинаем говорить, на самом деле отвечая на свои страхи и сомнения. И этот словесный поток несет в себе массу ненужной информации. Эмоционально и без разбора мы говорим обо всем подряд.
На слабо
Следователь пытается спровоцировать и вывести из равновесия: «Неужели у вас такая плохая память? Это же было на прошлой неделе!» Тем самым он призывает оправдываться, защищаться. В ответ действительно так и тянет сказать: «Да нет же, я все прекрасно помню!» Он может играть на самолюбии, ставить под сомнение нашу компетентность: «И вы не знаете, что делается у вас под носом?! Получается, вы ничего не решаете, ничего не контролируете?» Конечно, многих это задевает - и заставляет доказывать свою значимость: «Почему же?! Я в курсе...»
Сталкивание лбами
Следователь пытается сбить с толку: «Все ваши коллеги описали ситуацию по-другому». У человека возникает паника и ощущение, что его хотят сделать крайним, оставить в дураках. Неужели меня подставили? Получается, все остальные уже отстрелялись, а я до сих пор сижу здесь, и меня еще пытаются в чем-то уличить«. Тем самым следователь заставляет защищаться, нападая на других. Проглотив наживку, человек поспешно выкладывает все известные ему подробности: «Вас дезинформировали. Все совсем не так. Я сейчас расскажу, как было на самом деле».
Добрый следователь
Следователь сокращает дистанцию и пытается превратить допрос в непринужденную дружескую беседу. Он вежлив, обходителен и как будто извиняется за то, что вынужден отвлекать нас от дел: «Вы не возражаете, если я задам несколько вопросов?» Чтобы расположить к себе, он для начала предлагает чай, кофе: «Спасибо, что нашли время! Очень рад знакомству!» Он делает все, чтобы собеседник перестал видеть в нем следователя. В результате мы расслабляемся, забываем, где находимся, и незаметно для себя теряем бдительность.
Конечно, ловушек, в которые заманивает опытный следователь, намного больше. Но даже в нескольких примерах просматривается общий механизм: нас провоцируют на действия, которые идут в ущерб нашим же интересам. Чтобы не попадать в эти ловушки, стоит придерживаться следующих правил:
Осознать ситуацию и роль
Нужно четко понимать, кто есть кто в ситуации допроса: что предполагает роль следователя и что - наша собственная роль. Задача следователя - получить как можно больше информации, что он и делает, прибегая к разным профессиональным тактикам. Наша задача, напротив, дать как можно меньше информации, которая будет работать против нас и других сотрудников компании. Ради этого можно позволить себе быть «двоечником», отвечающим: «Я точно не знаю», «Я плохо помню». Не бояться вести себя смешно, нелепо и даже глупо. Не считать зазорным, если нас примут за человека, который не очень хорошо понимает, что происходит в организации, и даже не знает, что делается за соседним столом.
Контролировать эмоции
Понятно, что в стрессовой ситуации сложно сохранять равновесие. И все-таки нужно стараться контролировать эмоциональное состояние - так, чтобы одна часть вас отвечала следователю, а другая все время была начеку: анализировала ход беседы, следила за тем, что и как вы говорите. Постепенно уровень стресса будет снижаться, и мы сможем оценить все сказанное в начале беседы, когда тщетно пытались справиться с волнением. Это позволит увидеть ошибки и, если нужно, скорректировать показания, объяснив это тем, что неправильно поняли вопрос.
|
|
ТЕГИ
ТОП-НОВИНИ
ПІДПИСКА НА НОВИНИ
Для підписки на розсилку новин введіть Вашу поштову адресу :