Фінансові новини
- |
- 19.12.25
- |
- 23:29
- |
-
RSS - |
- мапа сайту
Авторизация
Комментарий: Грязная нефть «Дружбы» аукнулась год спустя
08:04 21.04.2020 |

Ровно год назад, 19 апреля 2019 года, Беларусь впервые сообщила о загрязнении хлорорганикой нефти, поступающей из России по трубопроводу "Дружба". Вскоре стало понятно, что произошла крупнейшая технологическая авария в истории российской нефтяной промышленности. Главный канал поставок главного экспортного товара РФ на главный рынок сбыта - в страны Евросоюза, включая Германию - оказался на несколько месяцев в значительной мере парализованным.
Но стоит ли сейчас, когда из-за пандемии коронавируса российская (и вся мировая) нефтяная промышленность столкнулась с крупнейшим в истории обвалом спроса на свою продукцию, посвящать комментарий событию годичной давности и его бесславному юбилею? Стоит, потому что случившееся тогда имеет к происходящему сегодня не только косвенное, но и самое прямое отношение.
Беларусь вытеснила некондиционную нефть в РФ. Что было дальше?
Помните, как был технически улажен конфликт между Москвой и Минском из-за поставок некондиционного сырья? Всю загрязненную нефть, забившую трубопроводы на территории Беларуси, к 8 августа вытеснили обратно в Россию. Официально речь шла о 1,3 миллиона тонн. Это округленно 10 миллионов баррелей.
Их закачали в российские хранилища. В них к тому времени, возможно, находилась уже и та некондиционная нефть, что не успела дойти по Беларуси. Ведь, напомню: в апреле прошлого года, по оценкам экспертов, в нефтепровод "Дружба" могли попасть в общей сложности от 3 до 5 миллионов тонн испорченного хлорорганикой энергоносителя. Это от 22 до 36 миллионов баррелей (в одной тонне примерно 7,3 барреля).
Что же стало со всей этой грязной нефтью на территории РФ? Найти такую информацию на сайте российской государственной компании "Транснефть", отвечающей за нефтепровод "Дружба", автор этих строк безуспешно пытается с лета прошлого года. Возможны, по сути дела, два варианта. Либо она все еще в хранилищах, либо ее там уже нет.
Российские нефтехранилища забиты некачественным товаром?
В первом случае российские нефтяные компании столкнулись сейчас с абсурдной ситуацией: им некуда девать качественный товар, а немалые объемы отечественных хранилищ забиты некачественным. Ведь новая сделка ОПЕК+ с участием России о существенном сокращении добычи с мая не способна предотвратить гигантский глобальный переизбыток нефти. Поэтому ее сейчас по всему миру закачивают куда только можно, в том числе в танкеры, которые стоят теперь на якорях в ожидании лучших времен.
Если же российские хранилища избавились от не менее чем 1,3 миллиона тонн загрязненной коррозионно-опасными и ядовитыми хлоридами нефти, то когда и как? Компаундировали, разбавили чистой, как планировали? Сбыли каким-то не очень придирчивым НПЗ для производства некачественного бензина? Просто слили куда-то? А емкости со следами хлорорганики старательно почистили? Найти убедительной информации, повторяю, не удалось.
Москва долго тянула с выплатой компенсаций западным партнерам
Прямое отношение к сегодняшнему дню имеет, впрочем, вопрос не только о хранилищах, но и о деньгах. Российская сторона весьма быстро, еще в июне 2019 года, согласилась компенсировать убытки Казахстану, чью нефть она попутно испортила в "Дружбе", но она долго тянула с выплатой возмещения западным партнерам - владельцам нефтеперерабатывающих заводов в Германии. И дотянула, похоже, до самого невыгодного момента.
30 марта 2020 года на фоне пандемии коронавируса и ценовой войны с Саудовской Аравией, обваливших спрос и цены на российскую нефть и ослабивших тем самым переговорные позиции Москвы, на сайте "Транснефти" появилось скупое сообщение. В нем говорится, что компания "урегулировала последствия инцидента на "Дружбе" в отношении поставок компании Total, включая поставки в Германию".
"Транснефть" договорилась с Total в невыгодный для России момент
Сколько именно грязной нефти попало тогда на принадлежащий Total немецкий НПЗ Leuna, которому в мае прошлого года по меньшей мере частично пришлось останавливать свою работу, в пресс-релизе "Транснефти" не сказано. Не названа и сумма выплат, есть только упорное повторение неизменной с прошлого года формулы-заклинания, что сумма "не превышает предельный размер компенсации в 15 долларов за 1 баррель некондиционной нефти".
Однако трудно поверить, что французская нефтегазовая компания, несущая сейчас, как и все в отрасли, немалые убытки, после целого года ожидания компенсаций проявила теперь особую сговорчивость на переговорах с ослабленным партнером. В любом случае речь идет о многих десятках миллионов долларов, хотя СМИ допускали и многие сотни миллионов долларов, если иметь в виду всех европейских пострадавших, Total ведь не единственный.
И все эти миллионы российской государственной компании приходится теперь выкладывать в ситуации, когда валютные доходы России и ее бюджета сильно упали, а стране экстренно понадобились деньги для поддержки впавшей в рецессию экономики.
Имидж российской нефтяной отрасли подорван
Косвенным образом история с загрязнением нефтепровода "Дружба" связана с нынешними событиями тем, что она еще год назад подорвала доверие к российской нефтяной отрасли и подпортила ее международный имидж. Ведь западный бизнес, оценивая риски сделок, мыслит прецедентами: то, что однажды уже имело место, может повториться.
Так что после 19 апреля 2019 года любому серьезному покупателю российской нефти приходится учитывать возможность того, что он получит товар, испорченный хлорорганикой. В периоды высокой потребности в энергоносителях о таком риске можно и позабыть.
Но в условиях, когда рынок прямо-таки залит нефтью из всевозможных стран, вполне могут всплыть воспоминания. О том, как Россия отправила за рубеж миллионы тонн некачественного товара, как непрозрачная российская власть так и не назвала причину и виновника масштабного загрязнения (даже срочно найденные год назад "стрелочники" по сей день не предстали перед судом), как в Москве затягивали переговоры о компенсациях.
Все это будет снижать конкурентоспособность российского товара под названием Urals. Тем более, что Саудовская Аравия, упорно стремящаяся серьезно потеснить Россию на европейском рынке, продолжает и после заключения новой сделки ОПЕК+ предлагать уж очень привлекательные скидки.
ТЕГИ
ТОП-НОВИНИ
ПІДПИСКА НА НОВИНИ
Для підписки на розсилку новин введіть Вашу поштову адресу :


Саміт Європейського Союзу затвердив рішення про спільне запозичення для України на суму 90 млрд євро.
Президент України Володимир Зеленський повідомив, що поки що не зміг
отримати розгорнуту відповідь про алгоритм дій США в рамках гарантій
безпеки Україні на випадок повторної агресії РФ.
Власники 99,06% ВВП-варантів, які перебувають в обігу на загальну суму $2,635 млрд, підтримали їх повний обмін на звичайні єврооблігації України, йдеться у біржовому повідомленні України у четвер.
З 1 січня 2027 року платники єдиного податку з доходом від 1 млн грн повинні будуть сплачувати 20% ПДВ
Кабінет міністрів України дозволив Міністерству фінансів понаднормово
запозичити 55 млрд грн. Їх планують використовувати на початку
наступного року.
Кожен власник складу рано чи пізно стикається з банальною проблемою -
місця не вистачає. Товарів стає більше, асортимент росте, а стіни
приміщення залишаються на місці.
В Україні стартував оборонний збір на 1 млрд грн для захисту від "Шахедів". Про це повідомляє пресслужба Фонду Сергія Притули. Проєкт під назвою "Єдинозбір" проводиться фондом спільно з 412 бригадою Nemesis та Світовим Конґресом Українців.
Європейські нафтопереробні заводи (НПЗ) змушені інвестувати у проєкти
енергетичного переходу, оскільки сучасні й технологічно складніші
конкуренти в Азії, на Близькому Сході та в Африці вже призвели до
закриття частини підприємств у Європі.
Сьогодні країну живлять пальним десятки маршрутів постачання - водним транспортом, залізницею, автоцистернами. Пункти переливу нафтопродуктів з європейської на українську колію розкидані вздовж всього кордону.
Останні дані показують слабкий попит на нафту в усіх економіках, і різке
відновлення видається малоймовірним, споживання в країнах, що
розвиваються, виявилося слабкішим за очікування.
Різке зростання котирувань на бензин у середині червня і призвело до
суттєво збільшення вартості цього автомобільного пального. Але був у
бензину фактор, який суттєво напружував ситуацію, - різке зростання
попиту на імпорт.
Попри закриття Суліни увечері 15 травня, ресурсу на півдні було більш
ніж достатньо, а на заході цього взагалі ніхто не відчув через активні
прокачування трубою й не менш активні подачі залізницею.
ОККО орендує мережу KLO з 57 АЗС. Сюжет із ОККО-KLO звісно претендує на
подію року, але насправді головна інтрига не тут. Хто стане новим
власником мережі Ігоря Коломойського - «Авіас», ANP тощо? Оце головне
питання.
Основним драйвером стало суттєве зниження зовнішнього ринку на початку місяця і зростаючий спред між роздробом і гуртом.
Йдеться про застосунок, пов'язаний із Sei - блокчейном рівня Layer 1,
який створили спеціально для торгівлі цифровими активами. Застосунок
попередньо встановлюватимуть на всі нові смартфони Xiaomi, що
продаватимуться за межами материкового Китаю та США.
За словами спікерів, одразу після початку повномасштабного вторгнення РФ
у лютому 2022 року Україна перенесла критичні масиви даних до
дата-центрів на території ЄС. Уже в 2023 році стратегія була
трансформована в бік створення суверенних національних дата-центрів із
підтримкою транскордонних рішень резервного копіювання.
Google анонсувала новий експериментальний веббраузер під назвою
Disco, що орієнтований на інтеграцію ШІ у процес перегляду сторінок.
Першою функцією браузера стала GenTabs - віджети, створені на основі
відкритих вкладок, історії чатів і запитів користувача.
AMD може розглядати 2-нм техпроцес Samsung для випуску майбутніх
чипів. Про це повідомляють джерела з Південної Кореї.
Європейський Союз розглядає можливість п'ятирічної відстрочки своєї
заборони на використання двигунів внутрішнього згоряння після сильного
тиску з боку деяких найбільших автомобільних країн регіону.
Зловмисники застосовують нову схему для поширення шкідливого ПЗ Atomic
macOS Stealer (AMOS), використовуючи довіру користувачів до чат-ботів на
зразок ChatGPT від OpenAI чи Grok від xAI. Про це повідомляє Huntress у
своєму дослідженні.
У листопаді український автопарк поповнили понад 11 тис.
автотранспортних засобів на акумуляторних джерелах живлення (BEV). Це
майже втричі більше, ніж у листопаді торік.