Фінансові новини
- |
- 20.12.24
- |
- 06:59
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
Рада ратифицировала соглашение с Азербайджаном относительно транспортировки азербайджанской нефти через территорию Украины
10:50 23.12.2011 |
Как сообщает газета "Экономические известия", Украина готова обеспечить ежегодную прокачку до 16-20 млн. т азербайджанской нефти по своей территории, в том числе транзитом - до 13-17 млн. т. Соглашение предполагает транспортировку до 3 млн. т азербайджанской нефти по внутренним маршрутам на Дрогобычский НПЗ (НПК «Галичина», Львовская обл.) и Надвирнянский НПЗ («Нефтехимик Прикарпатья», Ивано-Франковская обл.), а также до 5 млн. т в западном направлении (Венгрия, Словакия, Чехия) и до 8-12 млн. т в направлении Беларуси. Предусмотрена также возможность транспортировки азербайджанской нефти на НПЗ Польши с использованием украинской, белорусской и польской веток магистрального нефтепровода «Дружба» (до завершения строительства участка нефтепровода Одесса - Броды до Плоцка).
При этом Украина предоставит Азербайджану скидку 50% относительно ставок портовых сборов с судов, которые заходят на морской нефтяной терминал «Южный» (Одесская обл.) для проведения грузовых операций с нефтью. Все коммерческие и технические условия согласовывают хозяйствующие субъекты сторон: «Укртранснефть», которая является оператором нефтетранспортной системы Украины, включает 18 нефтепроводов общей протяженностью более 4,5 тыс. км, а также 51 нефтеперекачивающую станцию, и Государственная нефтяная компания Азербайджана (SOCAR) или аффилированные с ней компании.
Решение экспортировать свои углеводороды через Украину в Европу вписывается в общую стратегию Баку по диверсификации маршрутов доставки азербайджанских углеводородов на мировые рынки. Соглашение с Украиной парламент Азербайджана ратифицировал еще в мае. Заинтересованность SOCAR в поставке нефти в Украину и транзите через ее территорию выросла после выхода азербайджанской компании на украинский рынок в качестве розничного продавца нефтепродуктов. Позиции SOCAR в Украине теперь укрепляются. В январе 2011 г. компания открыла в Украине сеть автозаправочных станций, которую планирует расширить в течение ближайших пяти лет. Недавно стало известно, что к 2025 г. SOCAR планирует довести количество своих автозаправочных станций до 1 тыс. ед.
Значительные запасы нефти и газа на каспийском шельфе способствовали тому, чтобы Азербайджан стал важным партнером Запада в обеспечении энергетической безопасности Европы. Масштабные поставки нефти и газа реализуются по нефтепроводу Баку - Тбилиси - Джейхан, Баку - Тбилиси - Супса, газопроводу Баку - Тбилиси - Арзрум. До сих пор Баку - единственный реальный поставщик газа для европейского проекта «Набукко», который задуман ЕС как альтернатива российскому «Южному потоку». В то же время Азербайджан активно сотрудничает с Россией в поставках энергоносителей. Существуют договоренности между SOCAR и «Газпромом» о закупках азербайджанского газа. Гибкая энергетическая политика Азербайджана позволяет другим странам региона диверсифицировать поставки углеводородов. Без азербайджанской нефти развернуть нефтепровод Одесса - Броды на север было бы невозможно.
Директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн считает, что выполнение межправительственного соглашения по транспортировке 16-20 млн. т каспийской нефти выглядит малореалистично. Самой слабой частью плана по прокачке азербайджанской нефти эксперт называет поставку для переработки на западноукраинские НПЗ в Дрогобыч и Надворную. «Западноукраинские НПЗ - технически крайне отсталые, поэтому, кроме убыточной переработки, выпущенные ими нефтепродукты с трудом поместятся в государственные требования к качеству топлива»,- сказал эксперт. По его словам, невысокая рентабельность переработки сегодня наблюдается на более современных НПЗ в Кременчуге и Лисичанске. Весьма призрачной является и перспектива крупных поставок в Беларусь, куда Украина собирается качать 8-12 млн. т азербайджанской нефти. «Вступление Беларуси в Таможенный союз открыло доступ местным НПЗ к более дешевой российской нефти. Переработка более дорогой азербайджанской нефти будет ухудшать их рентабельность производства, что в условиях сложной экономической ситуации является непозволительной роскошью»,- говорит господин Куюн.
Между тем бывший уполномоченный по вопросам энергетической безопасности при экс-президенте Викторе Ющенко Богдан Соколовский утверждает, что транспортировка азербайджанской нефти в Беларусь не является главным показателем. «Правительство уже сделало половину правильного шага - развернуло нефтепровод Одесса - Броды в аверс. Это, безусловно, позитивный результат. Договоренности и ратификация соглашения с Азербайджаном намного серьезнее, чем транспортирование нефти в Беларусь. Хотя пока неясно, сможет ли Беларусь выдержать ранее заключенное соглашение с Украиной»,- сказал эксперт в беседе с «i».
Господин Соколовский признает, что проблема старых и немодернизированных НПЗ в Украине действительно существует, однако сотрудничество с Азербайджаном может помочь этот вопрос решить. По его словам, Азербайджан давно предлагал построить новый НПЗ в Западной Украине, возможно, при участии Польши. Тогда собственники заводов «Галичина» и «Нефтехимик Прикарпатья» сделали все, чтобы этого не случилось. Была и другая схема: украинские собственники предлагали продать часть акций своих НПЗ Азербайджану, но этому тогда помешала ситуация с нефтепроводом Одесса - Броды, который работал в реверсном режиме. «Нужно использовать все способы, чтобы или модернизировать существующий завод, или строить новый, понимая, что старые заводы автоматически проиграют конкуренцию. Но это правильный шаг, и он рассчитан не на год»,- полагает Богдан Соколовский.
|
|
ТЕГИ
ТОП-НОВИНИ
ПІДПИСКА НА НОВИНИ
Для підписки на розсилку новин введіть Вашу поштову адресу :