По словам заместителя начальника службы безопасности страховой компании "Украинская страховая группа" (УСГ, Киев) Владимира Горбатенко, чаще всего приходится сталкиваться с мошенничеством в автостраховании, реже – в личном и страховании имущества.
"Как правило, факты мошенничества происходят с автомобилями всех марок, но суммы возмещений по дорогим автомобилям намного выше, поэтому такие случаи становятся намного заметнее, и такие марки, как Lexus, BMW, Audi, чаще становятся объектами различных махинаций", – сказал В.Горбатенко.
Он отметил, что целенаправленно на обман, по оценкам "УСГ", идет около 10% лиц, причастных к мошенничеству на страховом рынке, тогда как остальные 90% - это клиенты, которые ввиду обстоятельств пытаются воспользоваться удобной для себя ситуацией.
Начальник управления выплат страховой компании "Омега" (Киев) Анатолий Ясинский, в свою очередь, отметил, что с развитием украинского страхового рынка совершенствуются и схемы мошенничества, а число зафиксированных попыток обмануть страховщика растет.
По словам начальника отдела маркетинга СК "ВУСО" (Донецк) Бориса Ратанова, компания оценивает долю мошенничества в около 20-30% заявленных событий. При этом отказать по результатам расследования в выплате получается 50% мошенников, остальным ввиду отсутствия доказательств удается получить выплату.
По мнению председателя правления СК "Брокбизнес" (Киев) Вадима Загребного, в основном, мошенники пытаются получить от компаний сумму более 10 тыс. грн, и большую их часть составляют заемщики банков, испытывающие сложности с погашением кредитов.
Эксперты также сошлись во мнении, что одной из главных причин такого уровня мошенничества является отсутствие законодательно определенного его понятия, а также системные недостатки правоохранительной и судебной системы.
"В украинском законодательстве, к сожалению, слишком много "лазеек" и "дыр", которыми успешно пользуются страховые мошенники. У нас нет ни закона, ни отдельной статьи, которой можно было бы пользоваться в расследовании дел такого рода, а законы об ОСАГО и о страховании тоже оставляют желать лучшего", – сказал В.Горбатенко.
Говоря о возможных способах упреждения страхового мошенничества, он отметил, что в "УСГ" 80% выявленных таких случаев удается урегулировать путем предупредительных разъяснительных бесед со страхователями.
В то же время, по словам А.Ясинского, какой-либо четко установленной схемы или способа распознания злоумышленников не существует, и каждый работник, отвечающий в компании за эти вопросы, выстраивает такую схему сам. Успех борьбы с мошенниками зависит от опыта работников СК, их способности быстро получить и правильно распорядиться полученной информацией, добавил он.
Представители страхового рынка высказались за создание информационной базы, содержащей данные не только о клиентах-мошенниках, но и лицах, которые им помогали, - сотрудниках страховых компаний, правоохранительных органов, а также за объединение страховщиков в борьбе против страхового мошенничества.
Вместе с тем, как отметил В.Горбатенко, в Украине уже предпринимались попытки создания такого рода проектов, однако эти идеи не нашли поддержки у отечественных операторов рынка в силу изначально неправильной концепции их создания, а также недостаточного уровня культуры ведения бизнеса в целом.
Кроме того, эксперты отметили необходимость ужесточения украинского законодательства относительно наказания мошенников.
"На Западе для борьбы с мошенничеством давно существует институт страховых детективов. Думаю, что таким путем надо развивать и украинский страховой рынок", – резюмировал В.Загребной.