Фінансові новини
- |
- 28.12.24
- |
- 05:48
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
Паркингов на всех не хватит
13:44 29.08.2008 |
О необходимости широкого строительства городских паркингов киевские градостроители говорят уже не первый год. Под эти разговоры, однако, проблема дефицита парковочных мест становится только все жестче и острее.
Около семи лет назад была разработана единая для столицы схема размещения паркингов, предполагавшая строительство 45 крайне необходимых городу объектов. В большинстве своем планировались они возле удаленных от центра и конечных станций метро, где гости столицы могли бы оставлять личные авто и пересаживаться на общественный транспорт (так называемые, отсекающие паркинги).
Кроме того, предусматривалось оборудовать места парковки в самом центре исторической застройки, в том числе под улицами Прорезной и Владимирской.
В то время, однако, эта схема осталась невостребованной, а при недавней попытке вернуться к прежним наработкам, градостроители обнаружили, что большая часть площадок, которые должны были быть зарезервированы под сооружение паркингов, в том числе и муниципальных, сегодня отданы под строительство других коммерческих объектов.
Попытка номер два
Сложившаяся ситуация заставила градостроителей вернуться к теме сооружения городских автостоянок и разработать новую схему размещения в центре Киева многоэтажных подземных, надземных паркингов и гаражей на период до 2020 года. По словам главного архитектора этого проекта Николая Третьяка, схема размещения паркингов предполагает обеспечение города 350 тыс. машиноместами (в самой столице уже зарегистрировано более миллиона автомобилей, плюс не стоит забывать многие - никем не учитываемые - тысячи машин с иногородними номерами, заполняющие столичные улицы). На строительство первой очереди сооружений еще год назад было выделены около 26 площадок.
Всего до 2020 года под данное целевое использование планируется освоить 94 земельных участков. Согласно схеме, в центральной части города разместятся высотные паркинги, а на периферии - подземно - наземные максимальной этажностью до 5 этажей.
Возле наиболее крупных транспортных узлов планируется построить разгрузочные паркинги. Предложено, чтобы места парковки, расположенные в центре, взяли на себя двойную функцию - утром и днем там будут находиться автомобили людей, приезжающих на работу в центральную часть города, а вечером - жителей этого района.
Роль многоуровневых стоянок возле станций метро - уменьшить автомобильный поток в центре Киева. Кроме этого, по мнению авторов проекта, в связи с тем, что стоимость земельных участков в границах Киева постоянно растет, а количество стремительно уменьшается, подземно - наземные паркинги можно строить на местах нынешних гаражных кооперативов.
Искать новые подходы
Актуальность данного проекта очевидна не для всех. В частности, Анатоль Карминский, начальник "Киевгосбудэкспертиза", напомнил, что на протяжении последнего десятилетия в Киеве, без всякой схемы и системы, было построено достаточно большое количество всевозможных паркингов, в том числе при гостиницах, торговых центрах и в прочих местах. Но сегодня практически все они выкуплены либо для последующей сдачи в долгосрочную аренду, либо для постоянного хранения автомобилей или иные цели. А тем временем на улицах города, в самых неподходящих местах, в том числе и на тротуарах, припарковано огромное количество машин.
Специалист считает, что вместо планирования десятков парковок, которые по разным причинам возможно никогда не будут построены, вероятно, более правильным было бы найти место для размещения хотя бы 5 - ти городских автостоянок, строительство которых действительно реально. Из всех предлагаемых вариантов наиболее перспективная - автостоянка на Лыбедьской площади.
Архитектор Олег Лелеко, также не очень верит в скорое осуществление задуманного. Кроме того, он считает, что архитекторам стоит избавляться от сложившегося стереотипа - сооружения паркингов в жилых зданиях в двух уровнях с подземным решением размещения. Жизнь заставляет переосмысливать все прежние проекты. Сегодня, при условии решения технических вопросов, необходимо обустраивать паркинги на первых этажах объектов различной функции. Такую практику подсказывает мировой опыт. К примеру, существуют здания, где 15 наземных уровней отданы под автостоянку, а выше располагаются офисы. Архитектор считает, что настал период, когда наше осмысление возможностей сооружения объектов инфраструктуры в сложившейся городской застройке и формирования городской среды как таковой, кардинально меняется.
Декларация - не стимул
На сегодняшний день в Киеве существует около 10 специализированных многоуровневых паркингов. Они расположены, как правило, при торговых центрах. Более - менее успешных паркингов в столице насчитывается не более пяти. Среди них - "Белый Кашалот" под Бессарабским кварталом, который рассчитан на 500 мест. Популярность объекта обусловило скопление торговых и офисных центров в данной части города. В часы пик здесь нет ни одного свободного места, а вечером его заполняют автомобили жителей близлежащих домов.
Не менее успешным считают эксперты паркинг в ТЦ "Караван".
Довольно популярен паркинг в районе универмага "Украина", хотя здесь есть и проблемы, такие как отсутствие удобного подъезда и возможность парковки на улице под универмагом. Застройщики заявили о планах по сооружению четырех - уровневых паркингов на улице Предславенской и Антоновича. По данным пресс - службы института "Киевгенплан", планируется создание гаража под Европейской площадью, однако пока ни один из представленных на конкурс проектов не соответствует современным требованиям.
Очевидно, что ни одна декларация и даже самая совершенная схема не заставит девелоперов взяться за ее реализацию, если у них не будет реального коммерческого интереса. Основной причиной нежелания заняться строительством паркингов является их недостаточная рентабельность.
По словам Юрия Карпенко, генерального директора СП "Основа Солсиф", себестоимость строительства одного парковочного места в центре составляет $18 - 20 тыс. Доходность таких объектов - менее 10% в год. Не говоря уже о жилых объектах, сооружение которых остается самым выгодным, средняя доходность торговых и офисных центров в Киеве составляет 15 - 20%.
Именно поэтому для того, чтобы выйти на окупаемость в 3 - 5 лет, собственник вынужден половину машиномест продавать, другую половину - сдавать в аренду, что, по сути, и происходит в уже существующих объектах.
Для повышения рентабельности паркингов специалисты советуют застройщикам расширить сервисные услуги - добавить мойку, автомагазин. При этих условиях объект может окупиться за 2,5 - 3 года. В противном случае деньги, вложенные в строительство паркинга, будут возвращаться около 7 - 8 лет и более.