Фінансові новини
- |
- 05.11.24
- |
- 09:18
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
Правительству готовят роль единоличного распорядителя участками, которые отходят иностранцам
10:20 03.09.2007 |
Государственный комитет земельных ресурсов предлагает упростить процедуру оформления прав собственности и пользования земельными участками. Соответствующий документ уже передан на рассмотрение правительства. "Мы внесли предложения о том, чтобы из 240 необходимых сейчас шагов выделения земельных участков осталось 34", - сообщил председатель Госкомзема Владимир Кулинич.
Инициативу ведомства активно поддерживало Минэкономики. Лоббируя предлагаемые Госкомземом новации, чиновники министерства убеждали, что трудности с получением права собственности на землю уже стали причиной сворачивания нескольких выгодных инвестиционных проектов, которые якобы по этой причине "переехали" в Россию, Восточную Европу, Казахстан и Белоруссию. При этом не уточнялось, о каких именно проектах идет речь. Страсти вокруг земельного вопроса активно подогревал в последнее время и сам министр экономики Анатолий Кинах, которому как главе УССП порядком надоело выслушивать постоянные жалобы членов организации на возникающие у них то и дело проблемы и проволочки с оформлением прав собственности на землю. Эксперты говорят, что сейчас процедура землеоотвода может занимать от года до трех лет. Свои нюансы имеет и процедура переоформления прав на землепользование. По действующим сегодня правилам право собственности на участок под покупаемой недвижимостью переходит на основе гражданско - правового договора, тогда как право использования участка - на основании договора аренды. Последнее как раз и является основанием для местной власти для того, чтобы отказать в получении прав на землепользование.
Предложенные членами УСПП новации касаются как процедуры оформления прав собственности на участки под уже возведенными строениями, так и отвода земли под будущее строительство. Из перечня организаций, с которыми необходимо согласовывать техническую документацию по землепользованию участками под построенными объектами, предлагается исключить санэпидемстанцию и управление охраны памятников культурного наследия. Как поясняют авторы данной инициативы, выводы этих ведомств попросту не имеют значения. Таким образом, будущему собственнику участка придется получать разрешение только в двух инстанциях - управлении архитектуры и градостроительства, поскольку оно владеет информацией по застройке территории, и управлении земельных ресурсов (располагает данными об уже имеющихся землеоотводах). Землеустроительные проекты под новое строительство предлагается исполнять на основании согласованного с главным архитектором генплана застройки данного земельного участка. И лишь в случае необходимости (ее тоже должен определять главный архитектор) от юридических лиц могут потребовать решения градостроительного совета в части обоснования проекта застройки при использовании данного участка. Из процедуры, таким образом, выпадает отбор и исследование надела, которые предполагают сбор подписей всех служб города и смежных землепользователей. Кроме того, справки об исследовании грунта земельного участка, его угодьях, кадастровый номер и результаты денежной оценки предлагается объединить в один документ, который будет оформляться на бланке управления земельными ресурсами. Поскольку на сбор каждой из указанных бумаг уходит слишком много времени.
Отдельные послабления готовятся специально под зарубежных инвесторов. Делается это под расхожим ныне лозунгом необходимости увеличения финансовых вливаний извне в отечественную экономику. Якобы слишком сложная процедура согласования, а иногда и невозможность получить городскую землю в собственность охлаждает пыл нерезидентов, готовых вкладывать средства в украинские проекты. Чтобы исправить ситуацию, предлагается внести ряд правок в Земельный кодекс. По действующим сейчас правилам, приобретать в собственность земли несельскохозяйственного назначения иностранцы имеют право, лишь создав СП с украинским предприятием. А согласно изменениям к статье 82 кодекса возможность стать собственником участка получат и нерезиденты, инвестирующие в наши компании.
Соответствующий законопроект тоже уже готов для представления в Кабмин. В перспективе же Земельный кодекс может пополниться и более интересными нормами. Так, в недрах УСПП зреет идея отстранить от решения земельных вопросов Верховную Раду, а именно: сейчас в соответствии со статьей 129 Земельного кодекса решение о продаже иностранцам участков, находящихся в коммунальной и государственной собственности (кроме тех, на которых расположены объекты приватизации), Кабинет Министров может принимать только по согласованию с парламентом. В готовящемся же ныне законопроекте правительству дается возможность обходиться без таких согласований. Аналогичная участь может ожидать и местные советы. Сейчас, хоть и по согласованию с Кабмином, но именно они принимают решение о продаже иностранным субъектам хозяйствования земель территориальных общин. Если же УСПП удастся реализовать свои законодательные планы, продажей таких ресурсов будет ведать исключительно Кабмин. Стоит ли говорить, что законопроект подобного содержания найдет понимание в правительстве. Сложнее будет убедить в необходимости такого упрощения правил оформления прав собственности на землю парламентариев.
Екатерина Сметанина