Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Правительство профинансирует скрытую приватизацию ЖКХ

11:34 23.03.2007 |

На вопрос, что делать с ЖКХ, все больше экспертов отвечает: необходимо сдать в концессию. Концессия предполагает, что частный инвестор вкладывает в объект средства и затем получает прибыль, но по истечении определенного срока объект возвращается в собственность государства. В Украине этот срок оговорен от 10 до 50 лет. Всяческие предостережения о том, что концессия - это скрытая приватизация, и о том, что нормальный собственник не станет вкладывать деньги в убыточный бизнес, наталкиваются на один - единственный аргумент. Мол, если четко прописать все процедуры, то злоупотреблений не будет.

ПЛАТЕЖНАЯ ОТСРОЧКА НА ДВА ГОДА

Но именно с этим в Украине проблема. Сейчас Верховная Рада приняла в первом чтении законопроекты "Об особенностях передачи в концессию объектов теплоснабжения, находящихся в коммунальной собственности" и "Об особенностях передачи в концессию объектов водоснабжения и водоотвода, которые находятся в коммунальной собственности". Правда, есть вариант, что эти законопроекты так и останутся в первом чтении. В такой ситуации, в случае передачи объектов в концессию, процедура будет осуществляться по базовому Закону "О концессии" и принятому тогда уточняющему постановлению.

Кстати, в подтверждение идеи концессии без базового закона свидетельствуют многочисленные заявления местных властей. Первым эту тему в конце прошлого года подняли в Луганске. Тогда депутаты Луганского облсовета утвердили список коммунальных предприятий, которые планируется передать инвесторам на условиях концессии, в том числе "Лугансктеплокоммунэнерго" и "Лугансквода". Подобная инициатива пришлась по душе и харьковским властям, которые решили передать в концессию КП "Вода", "Харьковкоммуночиствод" и "Харьковские тепловые сети". Сейчас о концессии говорят еще в ряде городов.

Но никто не задается вопросом, на каких условиях будет происходить концессия. Во - первых, сам Закон "О концессии", принятый в июле 1999 года, четко указывает, что в концессию могут сдаваться объекты водоснабжения и водоотвода, услуги, связанные с поставками тепла и другие объекты ЖКХ. Значит, заключать договора уже можно. Во - вторых, говорить о надежности партнера, на что так делают упор политики, по действующему законодательству не приходится. Ведь чтобы зарегистрироваться в качестве претендента на концессию, необходимо "уплатить регистрационный взнос в размере от одного до десяти необлагаемых минимумов". То есть, уплатив 17 - 170 грн., каждый может стать участником конкурса, дальше уже дело за способностями договариваться. В - третьих, всегда нужно думать, как потом получить коммунальные объекты обратно. По закону, если концессионер за время концессии увеличил стоимость имущества на 25%, то он имеет право на выкуп этого имущества на льготных условиях. А имущество, которое было построено концессионером, вообще можно отсудить. Так что утверждение о концессии как скрытой приватизации имеет право на существование.

Ко всему этому есть еще и постановление Кабмина, которым концессионерам в ЖКХ предоставляются льготы. По сути, смысл сводится к тому, что в случае, если сумма убытков больше суммы концессионного платежа, то предоставляется отсрочка в платежах до 2 лет и более. Теперь о самом платеже: он не должен превышать 10% от стоимости основных фондов. Учитывая износ этих фондов на 60% и более, их балансовая стоимость, мягко говоря, невелика. Это значит, концессионеры получат объекты за небольшие суммы с предполагаемой отсрочкой. Плюс ко всему этому есть еще особенности украинского законодательства. Если власти устанавливают тариф для ЖКХ, который не покрывает затраты коммунального объекта, тогда из бюджета возмещается разница между реальными затратами и включенными в тариф.

Возникает вопрос: почему при таком раскладе до сих пор никто не забрал объекты ЖКХ в концессию? Причин две. Во - первых, до сих пор тарифы были исключительно убыточными, а деятельность компаний настолько нерентабельной, что не помогли бы даже льготы. За прошлый год большинство городов повысило тарифы, как минимум, до нулевой рентабельности. Во - вторых, в бюджетах просто не было денег на компенсацию убытков. На этот же год предусмотрено более 700 млн. грн. именно в качестве субвенций местным бюджетам на реформы ЖКХ. Значит, самое время для концессионного бума.

УКРАИНСКИЙ ОПЫТ

По базовому закону у нас уже сдавался в концессию ряд объектов. Во всяком случае, известно о ряде объектов в Крыму. Первым стал Гвардейский поселковый совет Симферопольского района, предоставивший 20.03.2001 года частным предприятиям право управлять и эксплуатировать объекты социальной инфраструктуры территориальной громады в течение 10 лет. Такими объектами являются: жилой фонд; водопроводно - канализационное хозяйство; теплохозяйство; производственная база и автотранспорт. Теперь таких договоров заключено 11, но наиболее успешным считается именно этот проект. Там местные власти ухитрились заключить сразу 5 договоров концессии и последние два года получать почти по 20 тыс. грн. концессионных платежей. А вот с инвестициями возникла небольшая проблема - компании вложили в 2005 году около 15 тыс., но не в жилищно - коммунальные услуги, а в производство пиломатериалов (тоже в рамках договора концессии). Ремонтировать жилищное хозяйство пришлось самостоятельно. Остальные договора концессии (заключенные даже не в городах, а в селах) вступили в силу только в 2005 году, и концессионеры пока - платежи не платят - работают вышеуказанные льготы.

Впрочем, договора концессии сегодня, скорее, исключение, чем правило. Причина проста: инвесторы, которые готовы действительно вложить деньги в развитие ЖКХ, прослышав о возможностях концессионных договоров, сначала заинтересовываются. Но затем, поняв, что вложения неизвестно когда окупятся, теряют интерес. Так, по утверждению экспертов, в сфере ЖКХ примеры работы концессионных договоров есть в 4 регионах: АР Крым, Житомирской, Запорожской и Донецкой областях. Но, как оказалось, в самих областях об этом не знают - в Запорожской и Донецкой областях концессионеров найти так и не удалось, зато в Житомирской действительно реализовывались попытки концессии. Так, Коростенский горсовет в 2001 году начал подготовку договоров концессии производственного управления водопроводно - канализационного хозяйства, отеля "Коростень" и городского торгового центра. Польская фирма, название которой в горсовете сообщить не пожелали, действительно выразила готовность взять в концессию водоканал. Но после изучения ситуации быстро пошла на попятную. Официальная причина отказа - нестабильная ситуации в стране.

Наиболее известной "концессией" в ЖКХ принято считать договор между Одесским горсоветом и компанией "Инфокс", хотя на самом деле в этом случае был заключен договор аренды на 49 лет, согласно которому компания обещала вложить 500 млн. грн. в течение 5 - 7 лет, но с 2004 по март 2006 года вложено было лишь 90 млн. Причем половина пошла не в реформирование, как оговаривалось, а на оплату долгов. Попытки одесских властей вернуть себе водоканал окончились ничем, и сейчас, как сообщили в компании "Инфокс", готовится мировое соглашение - "Инфокс" пересматривает взятые обязательства. Оказалось, что по договору аренды в случае его досрочного разрыва Одесса обязуется вернуть инвестору уже вложенные им деньги. 90 млн., видимо, у горсовета не нашлось, так что приходится соглашаться на пересмотр условий.

В Европе сейчас существуют три модели реорганизации "коммунальных отношений". Первая, английская, предусматривающая полную приватизацию объектов жилищно - коммунальной сферы. Но есть небольшое условие. Первые попытки приватизации показали достаточно плачевные результаты, и правительство вынуждено было принять решение о запрете на отключение услуг водоснабжения для бытовых потребителей и на повышение стоимости услуг. Чтобы приватизация в дальнейшем проходила успешно, государство списало все долги коммунальных предприятий, взяло на себя расходы по приведению имущества в работоспособное состояние, провело его паспортизацию и постановку на баланс. Понятно, что такой вариант для Украины неприемлем. Вторая, немецкая модель, предусматривает, что предприятия отрасли становятся акционерными обществами, где контрольным пакетом обладает муниципалитет. Сейчас подобная схема работает в Украине в сфере газоснабжения (облгазы). Третья модель - французская, и именно она предусматривает передачу муниципальной собственности в аренду или концессию. Правда, в последние годы французы стали разочаровываться в таком методе управления. Мелкие фирмы, которые в первое время брали в аренду объекты ЖКХ, выросли в гигантов, способных диктовать условия правительству. В итоге качество услуг падает, а цены растут.

Елена Штык

За матеріалами: Комментарии
 

ТЕГИ

Курс НБУ на понеділок
 
за
курс
uah
%
USD
1
41,4912
 0,0692
0,17
EUR
1
45,1860
 0,0758
0,17

Курс обміну валют на вчора, 10:10
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,2020  0,08 0,20 41,9328  0,13 0,32
EUR 44,9320  0,12 0,27 45,8752  0,09 0,19

Міжбанківський ринок на вчора, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,4150  0,01 0,01 41,4900  0,05 0,12
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес