Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Из-за стагнации жилищного строительства "квартирный вопрос" может стать социальной проблемой №1 в государстве

09:35 18.10.2011 |

Из-за стагнации жилищного строительства "квартирный вопрос" может стать социальной проблемой №1 в государствеСегодня на одного украинца в среднем приходится всего около 23 жилых «квадратов» - почти вдвое меньше, чем в Европе, и втрое, нежели в США. На квартирном учете сейчас находится около 1,2 млн. семей. В дальнейшем, учитывая неуклонный износ и крайне медленное обновление жилищного фонда, положение будет только ухудшаться. В 2010 году в эксплуатацию было введено фактически лишь 6 млн. новых жилых «квадратов» (остальные 3 млн. - это узаконенные объекты, которые строились 10-15 лет), что почти втрое меньше, чем в 1990 году. По данным Минрегионстроя, с начала года количество жилых недостроев почти не изменилось - около 4 тысяч объектов общей площадью 17 млн. кв. м (около 200 тыс. квартир). На их завершение нужно 56 млрд. грн.

В Кабмине жилищную проблему вроде бы понимают и на словах готовы всячески с ней бороться. Акцент делается в том числе на целесообразности снижения процентных ставок по ипотечным кредитам. Однако когда дело доходит до действий, на поддержку отрасли выделяются копейки. Так, в бюджете на 2012 год на госпрограмму строительства доступного жилья чиновники расщедрились лишь на 200 млн. грн., на компенсацию же ставок по ипотечным кредитам предусмотрели мизерные 111 млн. грн.

О необходимости увеличения объемов этих расходов говорят и в Нацбанке, и в Верховной Раде. По словам первого замес­тителя главы НБУ Юрия Колобова, одна из ключевых задач государства сегодня - создать условия для стимулирования спроса на продукцию строительной отрасли. «Как центробанк мы видим, что ресурсов у банков более чем достаточно (более 60 млрд. грн. в эквиваленте находится на корреспондентских счетах, 55 млрд. грн. вложено в ОВГЗ, около 20 млрд. грн. находится в кассах банков). Однако самый главный вопрос - цена ресурсов. При текущем уровне инфляции до 10% банки привлекают гривню под 12-14%. Соответственно, и кредиты они могут выдавать минимум под 15% годовых, - говорит первый зампред Нацбанка. - Какой выход? Государственная поддержка в виде компенсации части процентной ставки. В этом случае используются ресурсы банковской системы и на каждую бюджетную гривню поддержки покупается продукции более чем на 10 гривен. Более того, с этих 10 гривен платятся налоги, создаются рабочие места в строительстве и на предприятиях по производству строительных материалов. Ведь жилье более чем на 90% строится из отечественного сырья и материалов».

По мнению же заместителя председателя парламентского комитета по вопросам строительства, градостроения, ЖКХ и региональной политики Юрия Сербина, выделение 6,5 млрд. грн. из бюджета для обеспечения граждан доступным жильем позволило бы снизить стоимость квадратного метра жилья до 70% от нынешнего уровня, а необходимый уровень доходов потенциальных заемщиков, который требуют банки, уменьшился бы до 8-9 тыс. грн.

Однако представители коммерческого сектора относятся к идее увеличения прямых госрасходов на покупку жилья без энтузиазма. Так, председатель правления «Дочернего банка „Сбербанка России" Игорь Юшко считает, что государственная политика в сфере поддержки жилищного строительства требует качественного переосмысления и изменения акцентов. А бюджетные средства должны направляться, прежде всего, на развитие инфраструктуры. «200 млн. грн. (предусмотренные в проекте госбюджета-2012 на программу доступного жилья. - В.П.) - это два 100-квартирных дома, или 35 тыс. кв. м, - говорит глава украинской «дочки» крупнейшего банка России. - Давайте предположим, что эти средства будут потрачены на создание инфраструктуры для строительства микрорайона - проведение за счет бюджета канализации, газа, электросетей. Тогда за частные деньги можно построить как минимум 200-250 тыс. кв. м».

По мнению Игоря Юшко, более принципиальным вопросом в оживлении жилищного строительства в Украине, чем снижение ставок по ипотечным кредитам на несколько процентов, на сегодняшний день является дерегуляция строительной отрасли. По расчетам эксперта, ее проведение позволило бы снизить уровень коррупции и уменьшить стоимость жилья до 600-650 долл. за «квадрат» (даже с учетом 30-процентной маржи застройщика). «Жилищное строительство - это огромный бизнес для чиновников, сидящих на разрешительной системе. Есте­ст­венно, они в первую очередь не заинтересованы в том, чтобы система была изменена», - констатирует банкир. Эту же позицию поддерживает и председатель наблюдательного совета Platinum Bank Юрий Блащук. По его данным, доля коррупционной составляющей в себестоимости жилья на сегодня составляет 40-60%. «Задача власти - сократить коррупционную составляющую, тогда себестоимость жилья снизится», - прогнозирует финансист.

Напомним, что в начале 2011 года Верховная Рада приняла Закон «О регулировании градостроительной деятельности», который существенно либерализовал разрешительный режим в строительстве. Так, прохождение соответствующих процедур было сокращено почти в семь раз - до 60 дней с 416, количество документов, которые необходимо получить, сокращено в четыре раза - до 23 с 93. Закон также ввел принципы «молчаливого согласия», «единого окна», декларативный принцип при выполнении подготовительных и строительных работ для объектов с низкой степенью риска и т.д. Однако, как констатирует Юрий Сербин, нормативные акты Кабмина, которые должны имплементировать принятый парламентом закон, фактически нивелировали все «упрощенчес­кие» моменты. «Идея хорошая записана в законе, а подзаконным актом это затруднено в несколько раз», - сокрушается нардеп.

Сторінка 1 з 3 | Наступна сторінка
За матеріалами: Зеркало недели
 

ТЕГИ

Курс НБУ на вчора
 
за
курс
uah
%
USD
1
41,2860
 0,0327
0,08
EUR
1
43,4659
 0,0976
0,22

Курс обміну валют на вчора, 10:21
  куп. uah % прод. uah %
USD 40,9832  0,03 0,08 41,6355  0,01 0,01
EUR 43,2364  0,17 0,39 44,0045  0,15 0,33

Міжбанківський ринок на вчора, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,2950  0,02 0,06 41,3000  0,02 0,05
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес