Фінансові новини
- |
- 23.12.24
- |
- 09:09
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
Власти окончательно решили распрощаться с оставшимися на балансе у государства военными судостроительными заводами
12:08 16.03.2011 |
Лет тридцать-сорок назад отечественное судостроение (еще советское) переживало свой расцвет и было одним из ведущих в мире, обеспечивая треть заказов на постройку судов на внешних рынках. После распада СССР Украине в наследство достались: 11 судостроительных заводов, семь предприятий судового машиностроения, 11 предприятий морского приборостроения, 27 отдельных научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро.
С первых лет провозглашения независимости до нынешних дней это хозяйство пребывает в упадке, оно было, правда, частично приватизировано, перепрофилировано, но большей частью просто простаивает. Отношение государства к производителям военных кораблей можно вкратце проиллюстрировать на примере скандальной приватизации Черноморского судостроительного завода, единственного в своем роде предприятия, способного строить надводные боевых корабли вплоть до авианосцев, а также выпускать гражданские суда. В 2003 г. чиновники решили продать это предприятие российским бизнесменам - братьям Чуркиным. 90,25% акций завода оценили в 119,3 млн. грн. Причем государство получило это сумму не в денежном выражении, а в виде акций двух компаний - неких ОАО «Укрресурсобеспечение» и ОАО «Укрэнерготранссервис». Со временем, когда Черноморский судостроительный завод перешел в частные руки, для предприятия не изменилось ничего, кроме того, что уникальное оборудование завода было распродано.
Впрочем, горький опыт приватизации в сфере судостроения, не стал для чиновников поводом к пересмотру своей политики. Сейчас грядет вторая волна приватизации оставшихся у государства военных судостроительных заводов. На очереди - ОАО «Феодосийская судостроительная компания «Море», специализирующееся на производстве военных и гражданских катеров, судов на подводных крыльях из легких сплавов и судов на воздушной подушке. Предприятие будет выставлено на продажу ФГИ в июне текущего года. Согласно информации чиновников, в июне государство планирует расстаться со всеми 100% акций предприятия, которое убыточно в течение последних одиннадцати лет. Еще в начале 2008 г. Хозяйственный суд Крыма начал банкротство Феодосийской судостроительной компании «Море», результатом которого было решение провести санацию завода, которая на сегодняшний день продлена постановлением того же суда до 2 января 2012 г.
Несмотря на убытки, в бывшем Министерстве промышленной политики уверены, что в ближайшее время смогут найти для него профильного инвестора. Вроде бы, этим заводом заинтересовались в России. И в апреле чиновники из бывшего Министерства промышленной политики будут обсуждать вопрос продажи предприятия с коллегами из российского Минпромторга. В покупатели прочат российский государственный холдинг - ОАО «Объединенная судостроительная корпорация», которая, по информации СМИ, даже уже успела согласовать вопрос покупки этого актива в Украине наряду с некоторыми другими украинскими предприятиями с премьер-министром РФ Владимиром Путиным.
В стадии банкротства пребывает также государственное предприятие Судостроительный завод им. 61 коммунара, которое, по информации из реорганизующегося Минпромполитики, тоже планируют приватизировать в ближайшем будущем. Этот завод специализируется на производстве военных и гражданских судов, а также проводит ремонтные работы. Строительство корпусов производится на трех стапельных местах, которые позволяют строить и спускать на воду корпуса весом до 20 тыс. т.
Еще в 2007 г. правительство говорило о необходимости продать этот государственный актив в самые краткие сроки, мотивировав это хронической убыточностью предприятия и невозможностью государства эффективно им управлять. Тогда чиновники оценивали предприятие в 200 млн. грн. Впрочем, последующие заявления руководства страны о привлечении на завод профильного инвестора так и остались голословными. В 2010 г. в горисполкоме Николаева заявляли о желании купить завод группой компаний «Смарт» российского бизнесмена Вадима Новинского. В то же время в «Смарт холдинге» от такой возможности открещиваются до сих пор.
Все это происходит на фоне конфликта между руководством завода и местными органами власти. По-видимому, в последнее время взаимоотношения между ними еще больше обострились. В конце февраля губернатор Николаевской обл. Николай Круглов заявил СМИ о будущем возбуждении уголовного дела против генерального директора завода Игоря Козырева за целенаправленное доведение им предприятия до банкротства. В частности, менеджмент обвиняется в искусственном увеличении задолженности госпредприятия.
История с банкротством Судостроительного завода им. 61 коммунара удивительна тем, что ранее оно было передано под опеку недавно созданного Кабинетом министров концерна «Укроборонпром». Главная задача которого, как разъясняют в правительстве, выводить предприятия оборонно-промышленного комплекса Украины из кризисного состояния путем их интеграции. Впрочем, основная причина бед всех профильных предприятий в Украине - отсутствие заказов.
Вице-президент ассоциации «Укрсудпром» Анатолий Череватый за последние десять лет вспомнил только один заказ для военного отечественного судостроителя: американцы заказывали два военных катера. Тогда этот заказ получил подконтрольный Петру Порошенко завод «Ленинская кузница». Анатолий Череватый считает, что в условиях отсутствия государственного заказа на военную технику сама приватизация заводов вряд ли сможет как-то изменить ситуацию. Особенного ажиотажа, по его словам, не стоит ожидать среди профильных инвесторов. «В направлении НАТО мы не сможем себя проявить в силу наличия мощностей в Италии, Франции, ряде других европейских стран. Они никогда не допустят утечки финансирования проектов по строительству кораблей за пределы ЕС»,- говорит эксперт.
На российских инвесторов, по его словам, также не стоит возлагать больших надежд, поскольку, фактической заинтересованности тамошнего правительства в финансировании военного судостроения нет. В такой ситуации единственным способом сохранить предприятия стало бы их частичное перепрофилирование. «Как пример можно привести судостроительный завод в Калининграде, где уже более двадцати лет успешно изготавливают детали для автомобилей,- рассказывает эксперт.- Мы даже бетономешалки и швабры из Китая завозим, так как ничего в Украине не производится. Временное перепрофилирование стало бы выходом для этих предприятий».
В то же время директор Центра исследования армии, конверсии и разоружения Валентин Бадрак говорит о больших перспективах отечественных военных заводов. По его словам, для них не только можно, но и нужно сохранять прежний профиль. «В Украине гораздо дешевле рабочая сила, поэтому стоит использовать эту возможность работать как субподрядчику, чтобы крупные компании переносили сюда часть заказов, как это делается, например, в Болгарии»,- рассказал он.
|
|
ТЕГИ
ТОП-НОВИНИ
ПІДПИСКА НА НОВИНИ
Для підписки на розсилку новин введіть Вашу поштову адресу :