Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Почему Супрун осталась не совсем довольна принятой медреформой

17:42 19.10.2017 |

Економіка

 Ольга МАЦКО / Деловая столица

В парламенте дали старт системным изменениям в сфере здравоохранения страны. Что они означают?

Верховная Рада 240 голосами поддержала проект закона "О государственных финансовых гарантиях предоставления медицинских услуг и лекарственных средств". Это означает, что медицинская реформа, вокруг которой не первый месяц ломают копья народные избранники, эксперты и общественные активисты, все-таки стартует.

Медицинская реформа предусматривала появление медицинских услуг, за которые пациенту нужно было доплатить. Как отмечала и.о. министра здравоохранения Ульяна Супрун, в ведомстве ориентировались на разовую сооплату при заболевании в размере 20% минимальной зарплаты (640 грн) в госпитале и 1,5% минимальной зарплаты (48 грн) на уровне амбулаторного лечения. Львиная доля критики медреформы заключалась как раз в осуждении принципа софинансирования. Мол, в Конституции закреплено право на бесплатную медицину, а намерения Минздрава ввести плату за лечение отрежут от медуслуг большинство украинцев. О том, что украинцам и так приходится платить за посещение врачей, правда неофициально, народные избранники предпочитали не вспоминать.

В Минздраве утверждают: сегодня каждый второй украинец не спешит идти к докторам только потому, что у него нет для этого денег. Механизм софинансирования, по мнению ведомства, с одной стороны должен был стимулировать конкуренцию между медучреждениями, а с другой - подтолкнуть пациента более серьезно следить за состоянием своего здоровья. Ведь большинство заболеваний можно выявить еще у семейного врача, а значит и вылечить за счет государственных средств. Однако в итоге пункт о софинансировании медуслуг из закона изъяли: медицина для граждан остается бесплатной, за исключением пластической хирургии и еще ряда пока неизвестных услуг, которые пациенты будут оплачивать самостоятельно. К примеру, в Минздраве не исключают, что украинцам придется заплатить за услуги врачей, к которым они пришли без направления. Государство в свою очередь должно бесплатно предоставлять экстренную медпомощь, медпомощь на всех трех уровнях (включая узкоспециализированную), а также паллиативную медпомощь, медицинскую реабилитацию, помощь детям и роженицам. Что же вынесли за рамки бесплатного для граждан пакета - пока остается загадкой. Как и то, сколько придется за эти услуги заплатить. Каждый год перечень бесплатных услуг будет разрабатывать Минздрав по согласованию с Минфином, после чего документ будет утверждаться в парламенте в рамках госбюджета. В Минздраве отмечали, что прописывать перечень в законопроекте о реформе нет смысла - он должен быть вариативным и зависеть как от текущей эпидемиологической ситуации, и от средств, которыми располагает государство.

В следующем году расходы на здравоохранение запланированы на уровне 112,5 млрд грн (на 11 млрд грн больше, чем в 2017-м). Это 3,4% ВВП. Между тем в принятых законопроектах отмечено: на реализацию программ медицинских гарантий нужно выделять не менее 5% ВВП. Впрочем, на внедрение реформы отведено три года, так что к тому времени перекос намерены исправить.

Согласно заключительным и переходным положениям законопроекта, с 1 января 2018 года будет запущена программа медгарантий для первичной медицины - на нее запланировано потратить на 40% больше бюджетных средств (13,28 млрд грн). Центром новой системы должен стать семейный врач. Предоставлять услуги он будет по договору - документ станет основанием для выплат врачу (семейный доктор должен обслуживать не менее двух тысяч пациентов), а также позволит пациенту обжаловать качество услуг, если он вдруг окажется ими недоволен. В Минздраве прогнозируют, что средняя зарплата врача после реформы составит 18 тыс. грн. Заключать договора можно будет как с самим врачом (если он зарегистрирован как предприниматель), так и с конкретным лечебным учреждением. В МОЗ отмечают, что такая система заставит врачей более внимательно относиться к пациентам, ведь врача в любой момент можно будет поменять. Критики же подчеркивают: большинство украинцев понятия не имеют, по каким критериям и где выбирать семейного врача. К тому же, хорошее отношение к пациенту вовсе не гарантирует, что его будут хорошо лечить. Отдельная проблема - сопротивление реформам в среде самих медиков, поскольку большинство из них не готовы менять методы работы и не готовы к открытой конкуренции за пациентов.

Еще один важный момент. Минздрав настаивал, что лечить украинцев нужно по международным протоколам (своеобразным инструкциям). Именно использование международных протоколов должно было стать и основой для расчета стоимости медуслуг, и движущим механизмом отхода от советских принципов лечения. Но в итоге пункт о признании протоколов изъяли. По словам Супрун, это означает, что украинцев и дальше будут лечить не по международным стандартам, а так, как хотят, навязывая устаревшее лечение и лекарства.

Изменения коснутся принципа распределения средств на здравоохранение. В результате принятых к законопроекту поправок переход на новую систему финансирования на первичном звене займет два года (полностью вся система должна перейти на новые рейки к 2020-му). По словам Ульяны Супрун, это оставляет финансирование первичного звена в руках у существующей административной вертикали. В итоге, говорит и.о. министра, в момент формирования института семейных врачей деньги начнут ходить не за пациентом, а за чиновником. Однако принцип "деньги за пациентом" в стране все же начнут внедрять. Главное нововведение реформы - выделение средств не на содержание койкомест и стен, а на оплату лечения конкретных пациентов. Распределять эти средства должна Национальная служба здоровья - орган, подконтрольный напрямую Кабмину. Чтобы вести учет услуг и рецептов в Минздраве внедрят электронную систему здравоохранения E-Health. Со временем в системе также появятся рейтинги врачей.

Создание Национальной службы здоровья - одно из самых дискуссионных положений реформы. Дело в том, что она должна не только заключать услуги на предоставление медуслуг и лекарственных средств по единым для всей страны тарифам, но и контролировать этот процесс. Критики неоднократно указывали на то, что такая система может стать благодатным полем для коррупционных схем. Проще говоря, получать заказы, а значит и деньги от государства, смогут "приближенные" к руководству службы медучреждения. Между тем в МОЗ подчеркивают: сама служба станет оператором и доступа к деньгам иметь не будет, а контролировать ее деятельность поручат Совету общественного контроля численностью 15 человек.

Критики медреформы подчеркивают, что финансирование медучреждений по количеству обслуженных пациентов приведет к массовому закрытию больниц в регионах, а значит тысячи медработников останутся на улицах. Ульяна Супрун в свою очередь утверждает: закрывать больницы никто не собирался. После создания многопрофильных лечебных учреждений в госпитальных округах остальные медучреждения могут быть перепрофилированы в хосписы, амбулатории, профилактории и реабилитационные центры - таких учреждений в стране катастрофически не хватает. В ведомстве подчеркивают: без автономизации больниц и клиник невозможно существенно улучшить и условия пребывания больных, и качество работы медиков. Однако существуют опасения, что автономизация лечебных учреждений может привести к приватизации больниц и амбулаторий, и дальнейшей реорганизации этих учреждений.

Кроме этого, много вопросов и к тому, как будут финансироваться научные учреждения медицинского профиля - денег, которые "придут за пациентом", на научные разработки явно не хватит. Есть проблемы и с организацией госпитальных округов - во многих регионах жалуются, что их "нарезали" очень странно, поставив под угрозу перепрофилирования хорошо оборудованные больницы. Есть вопросы и к тому, как будет реформирована система здравоохранения на селе - за соответствующий законопроект сегодня тоже проголосовали нардепы. В частности, критике подвергается идея о внедрении телемедицины - диагностике и лечению путем видеосвязи. Мол, позакрывали все больницы и решили лечить по скайпу. Уверения в том, что такие методы отлично зарекомендовали себя в развитых странах, воспринимаются украинцами со скепсисом - в Украине нет 4G интернета, а в некоторых селах и обычная мобильная связь работает с перебоями. Да и обещаниям властей о том, что сельский врач будет обеспечен автомобилем и достойной зарплатой, украинцы не очень склонны верить.

Собственно, скептическое отношение к реформе отчасти можно объяснить и тем, что Минздрав, к большому сожалению, не объяснил широким слоям населения, что же это за зверь такой - медреформа. Зато политики всех мастей убедили "маленькпих украинцев", что в результате внедрения медреформы им придется или снимать с себя последние штаны, или умирать. Если сейчас в ведомстве не начнут широкую информационную кампанию, в ходе которой речь будет идти о выборе семейного врача и условиях подписания контракта, то реформа имеет все шансы провалиться. Ведь еще в начале этого года в Минздраве подчеркивали: до конца первого полугодия все украинцы должны заключить договора на медобслуживание с семейными врачами. Однако эти планы так и остались декларацией о намерениях.

Наивно было бы полагать, что принятая в парламенте медреформа уже завтра изменит действующую систему здравоохранения по мановению волшебной палочки. Однако без системных изменений наши больницы и дальше будут оставаться декорациями для съемок фильмов ужасов, а поход к врачу - дорогостоящим мероприятием.

Статьи по теме:

Цвет­ные спис­ки от Мин­здра­ва. Как долж­на ра­бо­тать го­су­дар­ствен­ная мед­стра­хов­ка 17.10.2017

Не­от­лож­ку опла­тят из бюд­же­та, а за но­вый зуб при­дет­ся до­пла­тить из сво­е­го кар­ма­на.

 

ТЕГИ

Курс НБУ на 20.12.2024
 
за
курс
uah
%
USD
1
41,9292
 0,0244
0,06
EUR
1
43,5770
 0,3811
0,87

Курс обміну валют на 20.12.24, 10:15
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,5129  0,09 0,22 42,1729  0,06 0,13
EUR 43,3063  0,22 0,51 44,0913  0,19 0,43

Міжбанківський ринок на 20.12.24, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,8500  0,08 0,19 41,8700  0,08 0,19
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес