Фінансові новини
- |
- 18.12.24
- |
- 19:37
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
| |
"Невдачі неодмінно будуть, і те, як ви з ними впораєтеся, буде найважливішим показником того, чи досягнете ви успіху" Джеймі Даймон |
Главный враг соискателя на собеседовании - его язык
15:41 23.05.2006 |
Собеседование - это интеллектуальный поединок, который выигрывает тот, кто лучше выстраивает стратегию разговора. Однако даже самым опытным кандидатам не удается избежать ошибок. Самая распространенная - многословие. Самая страшная - отказ от предложенной работы.
Международная хедхантинговая компания Korn/Ferry International провела опрос 212 своих консультантов по всему миру в апреле этого года. 36% респондентов сказали, что считают многословие самой распространенной ошибкой кандидатов на собеседовании. Еще 22% полагают, что многие менеджеры недостаточно знают свою отрасль. 16% считают, что соискатели чрезмерно надменны, а 9% обвиняют кандидатов в излишней самоуверенности.
Именно излишняя откровенность на его первом собеседовании в начале 1990 - х помешала Александру Петухову, который теперь работает директором шанхайского представительства компании "Лидер" (закупка автомобильных запчастей), стать бренд - менеджером в "крупной западной компании по производству и продаже косметики и парфюмерии". "Я дал чрезмерно много информации о себе, и меня сочли излишне мягким", - вспоминает Петухов. Из неудачи он сделал свои выводы. "Слишком многословные кандидаты формируют неправильное мнение", - говорит он. А многословными люди становятся, считает он, потому что нет контакта с собеседником: так они пытаются найти точки соприкосновения интересов. Хедхантеры же в разговорчивости видят совсем другое. "Многословие означает, что человек не может сформулировать, что он собой представляет и чего хочет", - говорит Анна Кофф, партнер хедхантингового агентства RosExpert.
Большое эго
Еще одна распространенная ошибка - чрезмерная самоуверенность. По словам Татьяны Сосновской, партнера рекрутинговой компании Flex, "соискатели набивают себе цену, рассказывают о своей уникальности и ставят хедхантеру условия". Один кандидат заявил ей, что может встретиться только в его любимом ресторане и только в удобное для него время. Она пошла, но в дальнейшем именно из - за своей капризности человек работу не получил.
"Самоуверенность - от того, что люди считают, что так их дороже купят", - говорит Дмитрий Кантор, гендиректор PR - агентства Image Land. "В целом в традиционной российской корпоративной культуре ценится скорее скромность, чем излишняя самоуверенность", - рассказывает Борис Рохин, консультант хедхантинговой компании Ward Howell International.
Отличать уверенность в своих силах от излишней самоуверенности и завышенной самооценки умеет Сергей Игнатов, генеральный директор хедхантинговой компании Ignium. Сделать это очень просто, уверен он. Нужно расспросить кандидата о его достижениях, а затем, не вдаваясь в подробности предлагаемой работы, сказать: "Боюсь, вы не подойдете на эту позицию". И в большинстве случаев сразу видно, как с человека спадает спесь. Излишне самоуверенный человек тут же начнет доказывать, что он идеальный кандидат. Настоящие профессионалы никогда не ввязываются в обсуждение своих шансов преуспеть в работе, о которой они почти ничего не знают, отмечает Игнатов.
Мелкие глупости
Набивая себе цену, потенциальные кандидаты доходят до откровенного хамства. "Нас не слушают, даже трубки бросают", - рассказывает Сосновская. "Мы делаем пометку, что с этим человеком общаться трудно", - говорит Борис Рохин. Однако это не означает, что к кандидату не обратятся повторно. "В конце концов, может появиться подходящая вакансия. К тому же всегда хочется верить, что человек изменился в лучшую сторону", - объясняет Рохин.
Очень часто кандидаты неправильно выстраивают самопрезентацию - рассказ о себе. "Крайне мало людей способны построить разговор о себе по принципу "от общего к частному", - говорит Юлия Бевзенко, партнер хедхантингово - консалтинговой компании BPO Executive Search & Consulting. В этих случаях она всегда отмечает, что у кандидата плохо структурированное мышление, а это значительный минус. "Мы всегда делаем такую пометку [о плохой структурированности мышления] в резюме, и шансы человека получить должность, на которую он претендует, снижаются", - вторит Рохин. Впрочем, сами кандидаты в таких рассказах нужды не видят. "Ты не знаешь, куда идешь, зачем тебя туда позвали и что о тебе знают", - делится своими наблюдениями Кантор из Image Land. Список востребованных российских топ - менеджеров не так велик, продолжает он, о каждом можно собрать информацию. "Я считаю, что в этой ситуации лучше попытаться найти точки соприкосновения с хедхантером и понять, какую стратегию разговора выбрать", - говорит он.
Большим минусом считается использование в разговоре ненормативной лексики. "Это означает, что человек не хочет или не может себя контролировать. Кроме того, он проявляет неуважение к собеседнику", - считает Кофф из RosExpert.
Меньше внимания хедхантеры обращают на грамматические ошибки в русском языке. "Бывает, что кандидат постоянно говорит "ихние" вместо "их". Но это может повлиять на исход собеседования, только если человек претендует на должность с представительскими функциями", - говорит Юлия Бевзенко из ВРО Executive Search & Consulting.
Большое зло
Но все промахи простительны, считают хедхантеры, по сравнению с отказом от перехода на новую работу после всех отборов и собеседований. А такие случаи нередки. Алексей Шлыков, гендиректор SAP, компании по разработке решений в сфере управления, вспоминает, как в 1998 г. ему предлагали очень высокую должность в IT - компании Digital. "Меня устраивал размер компенсации и прочие условия, но само содержание работы не привлекало", - вспоминает Шлыков. Тем не менее он встретился с хедхантерами и прошел ряд собеседований в самой компании. Он отказался от работы в самый последний момент, когда ему уже сделали предложение. "Вышло очень нехорошо. Я не оправдал ожиданий хедхантеров и компании", - признается он и добавляет, что чувствовал себя ужасно и решил никогда не повторять подобных ошибок.
Но цена такого промаха вовсе не в муках совести. Кандидатов, утвержденных будущим работодателем, подписавших job offer (предварительный договор о найме), а затем от всего отказавшихся, хедхантер однозначно занесет в черный список. "Мы к таким людям больше никогда не обращаемся. Ведь если мы снова порекомендуем его одному из наших клиентов, а он откажется, мы потеряем с клиентом хорошие отношения", - говорит Рохин из Ward Howell.
Григорий Милов