Фінансові новини
- |
- 11.01.25
- |
- 00:59
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
Куда направляется Киев, или поглотит ли город область?
11:42 11.05.2005 |
Оспаривать то, что границы столицы Украины будут расширяться, на самом деле возможно. Вместе с тем с пониманием того, что уплотняться до бесконечности город не будет, а увеличивать свою площадь, наоборот, ему необходимо - возникает вопрос, куда же именно планирует разрастаться Киев?
Пригородные территории вскоре перестанут существовать, точнее в том виде, котором они существуют сейчас, они не будут - их поглотит Киев, и тогда для новых границ столицы возникнут новые пригородные зоны. Однако ближайшая перспектива - Проект планирования пригородной зоны города Киева, который разрабатывался во взаимосвязи с Генеральным планом столицы до 2020 года - является довольно четкой и разрешает всем заинтересованным по крайней мере вообразить масштабы и направления развития.
Фактически город Киев и его пригородная зона рассматриваются как единый территориальный социально - экономический комплекс, поэтому следует исходить из того, что рассматривая развитие города необходимо говорить не только о новых районах жилой застройки, а и о территориях под торгово - офисные сооружения, промышленные зоны, транспортные схемы и коммуникации. Впрочем, пока что все таки пригородная зона столицы остается именно такой, при этом, выбирая из двух вариантов: уплотнения или развития, намного больше "плюсов" набрало именно развитие, поэтому столичная власть и остановилась на этом варианте проекта.
К важнейшим конкурентным преимуществам перспективного развития пригородной зоны Киева, которые будут в дальнейшем определять перспективы социально - экономического развития, использование территорий и планировочной организации, относится несколько решающих пунктов: административная и экономическая связь собственно с Киевом, географическое положение, производственная база, инженерно - транспортная система, так называемая биологическая производительность земель, сеть населенных пунктов, инвестиционная привлекательность, в конце концов.
Теперь к конкретике. В целом можно говорить о том, что полноценное планирование развития пригородных земель Киева рассчитывается в три этапа - до 2010 года, до 2020 и до 2050 года. По мнению специалистов, именно после второго этапа (то есть между 2020 и 2050 годами) будут определены четкие приоритетные направления развития с учетом каждого из социально - экономических факторов - жилья, промышленности, сельского хозяйства. Сейчас состав пригородной зоны определен границами территорий, где активно оказывается влияние Киева как на производство, так и на использование земель, трудовых, рекреационных, водных ресурсов и на состояние естественной среды.
Учитывая это, пригородная зона ограничена окружностью радиусом 60 - 80 километров, то есть фактически в зоне часовой транспортной доступности от столицы. В эту условную пока что зону входят 11 административных районов и 6 городов областного значения, а площадь зоны составляет приблизительно 1 миллион 330 тысяч гектаров - почти половина всей территории Киевской области. Причем с демографической точки зрения цифры тоже показательны, ведь численность населения пригородной зоны составляет около 1,1 миллиона людей, которые в свою очередь "отбирают" приблизительно 58% от количества населения Киевской области, а демографическая плотность пригородной зоны большее чем показатели некоторых не последних в Украине городов - 80 людей на квадратный километр. Отсюда вытекает самый серьезный вопрос, который требует максимально точного исследования - планирование территории, или, если точнее, территориальная организация пригородной зоны.
На самом деле реально пока что есть лишь четко сформированные направления. Территориальное развитие в целом обусловленное современными потребностями рационального подхода к землям. Затем, например, в самом ближнем к Киеву поясе пригородной зоны в первую очередь будет размещено жилищное, коммунальное, и рекреационное строительство - как следствие совокупности коммуникационных, экономических, географических и демографических факторов. Причем каждый фактор влияет на территориальное планирование как в отдельности, так и в комплексе с другими.
В частности, например, за счет присоединения к системе международных транспортных коридоров значительно усиливается градостроительный потенциал Житомирского, Одесского, Винницкого, Харьковского и Черниговского магистральных направлений. В свою очередь строительство южного транспортного обхода Киева объединяет эти направления и перераспределяет возрастающие транспортные потоки на расстоянии 10 - 20 километров от существующих границ столицы. Вследствие этого создаются дополнительные условия для размещения транспортно - складских комплексов, учреждений автосервиса, торговли и тому подобных. Кроме того, дальнейшая урбанизация ближнего пояса пригородной зоны обусловлена планировочным развитием городов спутников - Броваров, Борисполя, Вышгорода, Вишневого, Боярки, Глевахи, как центров ближайших районных систем расселения и рекреации. Новыми центрами не меньшего уровня станут намеченные комплексы - Вышгородский, Ходосеевский, Гатное.
С другой стороны, в таких условиях еще одной, не менее важной задачей является сохранение экологической ситуации, организация зеленой зоны Киева и, прежде всего, лесопаркового пояса. Сюда входят сохранение и дальнейшее формирование системы открытых и озелененных пространств, как элементов национальной экологической сети общегосударственного, регионального и местного уровней, повышение стойкости природно - ландшафтных элементов территории к возрастающим градостроительным и рекреационным нагрузкам путем всестороннего благоустройства сельских систем расселения, территорий коллективных садов и котеджних городков, лесопарковых и лугопаркових массивов рекреационных местностей, мест плотного расположения учреждений отдыха, и внедрения природно - заповедного режима для элементов национальной екосети общегосударственного уровня, таких как Голосеевский лес, Днепровские острова, Днепровско - Деснянское междуречье.
Если говорить конкретно, то на сегодня на основании комплексной оценки территории пригородной зоны выявлены 23 курортно - рекреационные местности общей площадью 190 тысяч гектаров, которые пригодны для рекреационного использования. Отсюда - исходя из необходимости существования в границах пригородной зоны мест для отдыха и санаториев - профилакториев, - эти виды отдыха и лечения рассматриваются как приоритетные, а потому для них необходимо применить соответствующее планирование. Кстати, главным местом санаторного лечения с точки зрения развития пригородной зоны останется Ирпенская курортная местность, - основная лечебная зона Киевской области. При этом, например, выделения новых территорий под коллективное садоводство в пригородной зоне не предполагается, поскольку такие территории будут влиять на экологический баланс, а естественные и рекреационные ресурсы, кроме всього другого, оказывают содействие развитию в пригородной зоне учебного, сельского, зеленого и культурно - познавательного видов туризма.
Понятно, что Проект планирования пригородной зоны Киева должен быть максимально сбалансированным, поэтому постоянно остается возможность корректирования. Если подводить итог, то в целом пригородная зона по социально - экономическим условиям может быть максимально приближенной к условиям столицы, насколько это возможно в локальных условиях. В частности, планируется, что обеспеченность одного жителя общей жилой площадью по пригородной зоне будет составлять почти 30 квадратных метров, которые на 2020 год являются ориентировочным показателем Киева. При этом одним из основных направлений в развития жилищного строительства останется индивидуальное жилищное строительство, которое уже на 2010 год будет составлять в пригородной зоне не меньше 60%, а в квартирном фонде 40%, то есть из статистики вытекает тенденция (поскольку на 2020 год индивидуальное строительство будет занимать соответственно 70% и 30%).
В принципе, Проект планирования пригородной зоны еще продолжается, и ним определяются основы этого процесса, а не не сам процесс. А каким он будет через 20 лет - покажет развитие Киева, ведь пригородная зона столицы пока что остается пригородной.