Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Заплатят все. Как Зе-власть придумала расширить и увеличить налог на недвижимость

08:54 02.11.2020 |

 Александр Суков / Деловая столица

В Верховной Раде предложили рассчитывать величину налога от оценочной стоимости жилья и заставить платить собственников даже маленьких квартир.

Глава комитета Верховной Рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниил Гетманцев предлагает существенно повысить верхнюю планку величины налога на жилую недвижимость. Проект изменений он опубликовал на своей странице в Facebook, заявив, что нынешний порядок администрирования налога по «квадратным метрам» можно сравнить со средневековыми налогами "на окна" или "на очаг". Он считает несправедливым тот факт, что стоимость двух одинаковых квартир, расположенных в разных районах города, существенно отличается, но при этом владельцы их платят одинаковый налог. Поэтому Гетманцев предлагает, чтобы налоги платились исходя показателя стоимости жилья.

Впрочем, соответствующий законопроект еще не подан в Верховную Раду, его положения только предложены для обсуждения. "ДС" решила сравнить нынешний уровень налогообложения жилой недвижимости с тем, который предлагает глава налогового комитета.

Налог на недвижимость в Украине: сегодня и завтра

Сейчас в Налоговом кодексе прописано, что ставки налога на недвижимость устанавливают местные власти, но они не могут превышать 1,5% размера минимальной зарплаты, установленной на 1 января отчетного года, за каждый квадратный метр жилья. На 1 января 2020 г. минимальная зарплата составляла 4723 грн. Однако налог платится не со всего жилья, а с площади, которая превышает 60 кв. м - для квартир, и 120 кв. м - для домов. Поэтому собственники небольшого жилья сегодня ничего не платят.

Гетманцев же предлагает установить максимальную ставку налога на уровне не выше 0,2% от оценочной стоимости жилья. Как рассказал "ДС" риелтор Алексей Хаусман, оценочная стоимость жилья сегодня - это примерная его рыночная цена, она может лишь немного отличаться в одну или другую сторону.

При этом автор законодательной инициативы вовсе хочет отказаться от практики, когда небольшой метраж позволял не платить налог: раскошелиться придется за любую квартиру, даже самую маленькую.

Гетманцев разве что предлагает освободить от уплаты налога жилье, которое принадлежит пенсионерам, инвалидам, ветеранам войны и труда, малолетним, несовершеннолетним и недееспособным лицам. Однако это касается лишь тех, в чьей собственности находится лишь один объект недвижимости, оценочная стоимость которого не превышает определенные показатели. Для квартир в городах-"миллионниках" - это 300 минимальных зарплат (1,4 млн грн), для остальных - 100 минимальных зарплат (472,3 тыс. грн). Кстати, последний показатель очень низкий - скажем, пенсионеры из поселков вокруг Киева уже "пролетают" со льготами. Если же говорить о жилых домах - то не платить можно будет лишь за те из них, стоимость которых составляет 600 минимальных зарплат (2,8 млн грн) в городах-"миллионниках" и 250 "минималок" (1,2 млн грн) - в других населенных пунктах.

Дискриминация и коррупция

Обратим внимание читателя на очевидную дискриминационность предлагаемых норм. Например, если пенсионер проживает в небольшой квартирке в центре Киева, то его жилье вполне может стоить и более 1,4 млн грн. А значит, если проект Гетманцева будет принят, то человеку придется или платить немалый налог, невзирая на размер его пенсии, или съезжать из центра города. Кстати, сразу подсчитаем, сколько нужно будет отдать: как минимум, 2800 грн в год (1,4 млн * 0,002). Действительно немалая сумма для пенсионера, которая может быть больше его месячного дохода... Дискриминация может работать и в другую сторону: собственник квартиры стоимостью 1 млн грн в столичном спальном районе сможет избежать налога, а вот владельцы схожего жилья, но в пригороде - вряд ли: даже "однушек" за 472,3 тыс. грн (пороговая норма) днем с огнем не сыскать в поселках вокруг Киева. В общем будут одни недовольные...

Есть и другие нормы, которые дают простор для коррупционных злоупотреблений. Сегодня базой для вычисления налога на недвижимость является общая площадь объекта, и все рассчитывается на основании данных из Госреестра вещевых прав на недвижимое имущество. А поскольку Гетманцев предлагает базой налогообложения сделать оценочную стоимость недвижимости, ее будет устанавливать оценщик - предприниматель или орган власти, имеющий на это полномочия. Сегодня они, проводя оценку недвижимости перед продажей, даже не выезжают на объект, а если собственник хорошо "попросит", то могут и существенно занизить ее оценочную стоимость, чтобы хозяин заплатил меньше налогов.

Берем калькулятор

Проведем еще один сравнительный расчет: как есть и как предлагает Гетманцев. Возьмем, к примеру, квартиру площадью 70 кв. м в столичном спальном районе Троещина.

Итак, минимальная зарплата на 1 января этого года составляла 4723 грн, ставка налога на недвижимость в Киеве - 1,5%, поэтому за каждый метр свыше льготных 60 кв. м хозяин должен уплатить 70,8 грн, или всего 708 грн.

Для вычисления будущего платежа по налогу достаточно примерно представлять, сколько стоит жилье. Если квартира на Троещине будет оценена в 1,5 млн грн (это ее примерная рыночная цена), то собственник должен будет заплатить 0,2% от ее оценочной стоимости, или 3 тыс. грн. Другими словами, инициатива Гетьманцева увеличивает обязательства по уплате налога владельцем этого жилья более чем в четыре раза.

Еще пример. Луцк, 4-комнатная квартира площадью 82 кв. м, рыночная цена - 1,1 млн грн, ставка налога на жилую недвижимость в городе - 0,5% (она была снижена летом этого года с 0,75%, чтобы облегчить для населения последствия карантина). Сегодня владелец такой квартиры должен заплатить за 22 кв. м "избыточной" площади 520 грн. А по варианту Гетманцева налог с этой квартиры может составить уже 2200 грн.

Тут нужно упомянуть, законом предусматриваются максимальные ставки налога, которые мы и берем для вычислений. Местные власти могут устанавливать размер налогов по своему усмотрению. Однако непонятно, зачем Гетманцев предложил устанавливать такие высокие верхние планки налога, если сам еще недавно заявлял, что Украина - очень бедная страна. Кроме того, законопроект предусматривает лишение местных властей права давать льготы по уплате налога на недвижимость.

Заплатят все

Гетманцев также предлагает расширить перечень недвижимости, с которой взимаются налоги. В частности, он предлагает брать деньги и с тех, кто владеет не всей квартирой, а только ее долей, а также хочет обложить налогом недвижимость, которая уже построена и может использоваться по назначению, но не введена в эксплуатацию и не зарегистрирована в соответствии с законом.

Также глава профильного парламентского комитета предлагает взимать налоги с недвижимости, которая ранее не была объектом налогообложения: здания детских домов семейного типа; общежития; непригодная к проживанию жилая недвижимость (в т.ч. признанная аварийной по решению местных властей).

Кроме того, планируется облагать впредь налогом недвижимость и ее доли, которые принадлежат детям-сиротам и детям, лишенным родительской опеки, а также жилье в собственности многодетных или приемных семьей, в которых воспитывается пятеро и больше детей.

И это только то, что касается жилой недвижимости. В проекте Гетманцева также предлагается обложить налогом недвижимость объединений инвалидов и их предприятий, религиозных организаций (в том числе ту, которая используются для организации приютов, интернатов, больниц), а также здания дошкольных и общеобразовательных учебных заведений, детский санаториев, детско-юношеских спортивных школ, центров олимпийской подготовки и центров развития физкультуры и спорта инвалидов. Впрочем, это уже отдельная тема...

Кто рискнет нажать на кнопку "за"

Итак, налицо существенное усиление налогового пресса на население, связанное с новыми инициативами главы комитета Верховной Рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики. Поскольку такое "покращення" может коснуться широчайших слоев населения, то народные депутаты должны будут хорошо подумать, поддерживать ли подобную аферу с целью затыкания дыр в бюджете и при этом провоцировать социальное недовольство в нынешние сложные времена. Так что в жизнеспособности идеи Гетманцева есть большие сомнения. Как минимум, ключевые нормы предлагаемого проекта могут быть радикально пересмотрены.

В последнее время стало модно вбрасывать конфликтные предложения для широкого обсуждения - с целью протестировать реакцию общества, ну и ради хайпа, куда ж без него. Вот только "слуги", особенно на ответственных публичных должностях, совершенно зря злоупотребляют подобной практикой. За любого представителя президентской партии или парламентской фракции в конечном итоге отвечает президент своим рейтингом.

 

ТЕГИ

Курс НБУ на сьогодні
 
за
курс
uah
%
USD
1
41,6972
 0,0511
0,12
EUR
1
43,8238
 0,0996
0,23

Курс обміну валют на сьогодні, 09:53
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,3592  0,10 0,24 41,9740  0,03 0,07
EUR 43,5828  0,04 0,08 44,3116  0,04 0,08

Міжбанківський ринок на сьогодні, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,6750  0,03 0,07 41,6950  0,02 0,06
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес