Фінансові новини
- |
- 19.12.24
- |
- 14:23
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
"День": Хотите кредит? Предъявите рейтинг. Можно и национальный)
12:32 19.04.2004 |
Шкалу национальных кредитных рейтингов утвердило недавно правительство Украины. Они делятся на краткосрочные, характеризующие кредитный риск на срок до года, и долгосрочные - на срок свыше года, а их значения варьируются в пределах от (наивысшая кредитоспособность) до (дефолт) для краткосрочных рейтингов, и от до - для долгосрочных. Рейтинги делятся на две категории - инвестиционного и спекулятивного уровня. Долгосрочные рейтинги инвестиционного уровня по мере уменьшения кредитоспособности расположены таким образом: , , и , спекулятивного - , , , , и . Шкала краткосрочных рейтингов короче и в каждой категории делится на три уровня: в инвестиционной - , , , в спекулятивной - , и .
В качестве комментария к рейтингу используется прогноз - позитивный, стабильный или негативный, который указывает на его возможное изменение в будущем. Если рейтинг определяется лишь на базе публичной информации об объекте оценки, к его значению добавляется значок . Госкомиссия по ценным бумагам и фондовому рынку в течение месяца должна определить агентства, уполномоченные проводить рейтинговую оценку.
Слово "рейтинг" имеет в Украине самое широкое применение - регулярно публикуются разнообразные рейтинги: политиков, телепередач, ресторанов и т.п. Читателям экономической прессы знакомы рейтинги украинских банков, составляемые по принципу их ранжирования по тому или иному показателю - собственному капиталу, активам, прибыльности. Кредитные рейтинги занимают тут особое место. Их главное предназначение - оценка надежности заемщика. Фактически, кредитные рейтинги отвечают лишь на один вопрос - насколько вероятно неисполнение заемщиком своих финансовых обязательств или, другими словами, какова вероятность дефолта такого заемщика. В развитых странах кредитные рейтинги воспринимаются как необходимый инструмент инфраструктуры финансовых рынков, обеспечивающий право инвестора на получение объективной независимой информации о кредитоспособности заемщика.
Появление этого инструмента пришлось на один из самых тяжелых и "авантюрных" периодов мировой экономической истории. Первые кредитные рейтинги облигациям компаний и рейтинги суверенных долговых обязательств были присвоены компаниями Moody's Investor Service и Standard Statistics Bureau во второй декаде ХХ века, но история развития кредитных рейтингов берет свое начало в США в середине ХIХ века. В то время потребность крупных промышленных корпораций в капитале стимулировала выпуски ценных бумаг, что, в конечном счете, привело к развитию так называемой "бумажной экономики" с чередой взлетов и финансовых крахов. Дефицит доверия породил спрос на независимую экспертизу и неподкупную репутацию, что в совокупности давало возможность инвесторам трезво оценивать риски вложений капитала в бумаги тех или иных компаний.
С тех пор практика присвоения независимых кредитных рейтингов долговым обязательствам утвердилась и широко применяется на финансовых рынках мира. На сегодняшний день лидеры мирового рейтингового бизнеса Moody's и Standard&Poor's присваивают рейтинги долговым обязательствам на общую сумму около 100 трлн. долл. США. Эти два агентства имеют наибольший вес, занимая совместно до 80% рынка международных кредитных рейтингов, и пользуются высокой репутацией и доверием инвесторов по всему миру.
Распространив свою деятельность на международный уровень, ведущие мировые рейтинговые агентства присваивают кредитные рейтинги эмитентам и долговым инструментам в разных странах по единой международной шкале независимо от географического положения эмитента. Это позволяет инвесторам оценивать уровень кредитного риска в глобальной перспективе.
В то же время в странах с переходной экономикой использование международной шкалы рейтингов национальными заемщиками ограничено низким суверенным рейтингом страны местонахождения. Это относится и к Украине. Даже первоклассный внутренний заемщик не в состоянии преодолеть так называемый "страновой потолок" и получить высокий международный рейтинг. В таких странах находят применение внутренние системы рейтинговой оценки и национальные шкалы кредитных рейтингов. Так, в России международное рейтинговое агентство Standard & Poor's оперирует одновременно двумя рейтинговыми шкалами - российские заемщики с международными амбициями получают кредитные рейтинги по международной шкале, а заемщики "местного значения" имеют возможность получить внутренний рейтинг по национальной российской шкале.
В Украине небольшое количество заемщиков международного уровня. Это сдерживает приход в страну ведущих международных рейтинговых агентств, которые предпочитают "дистанционно" присматривать за немногочисленными обладателями международных рейтингов в Украине и не планируют в ближайшем будущем открывать свои офисы в нашей стране. Это также означает, что ведущие мировые агентства, скорее всего, ограничатся присвоением международных рейтингов и не будут внедрять внутренние украинские шкалы рейтингов.
В этих условиях неплохие стартовые условия для развития бизнеса имеют зарождающиеся украинские рейтинговые агентства (их в стране не больше пяти). Причем, их услуги (рейтинги по внутренней национальной шкале) не конкурируют с международными рейтинговыми услугами, а в значительной мере дополняют их.
Весьма вероятным сценарием в связи с этим может стать сотрудничество международных и украинских рейтинговых агентств. Так, соответствующие меры к этому принимает созданное в 2001 году в Киеве агентство "Кредит - Рейтинг".
Запуск подобного проекта вовсе не простая задача ввиду новизны для Украины технологий и методов, применяемых при рейтинговой оценке. Еще сложнее накопить и преумножить главный актив рейтингового агентства - его репутацию. На это могут уйти годы. Агентство должно не только постоянно демонстрировать рынку высокий профессионализм, но и не давать ни малейших поводов для сомнений в беспристрастности своих оценок. В свою очередь добиться непредвзятости и объективности рейтингов возможно лишь при полной независимости рейтингового агентства от государственных органов, регуляторов и объединений участников рынка, самих "рейтингуемых". Поэтому агентство не имеет права выступать участником финансового рынка или быть кредитором своих клиентов, чтобы не иметь материальной заинтересованности в понижении или повышении отдельных кредитных рейтингов, что, как правило, сопровождается ростом или падением рыночной стоимости соответствующих активов...
На этом рынке и сейчас, и в будущем все очень спокойно, стабильно. Но на самом деле с развитием фондового рынка конкуренция будет постоянно обостряться и вестись в утонченных и скрытых от постороннего взгляда формах. Так, руководитель проектов в финансовом секторе Украины представительства Всемирного банка Анжела Пригожина, комментируя распоряжение Кабмина "Об утверждении концепции создания системы рейтинговой оценки регионов, отраслей национальной экономики, субъектов хозяйствования", недавно заявила, что ВБ не может оценивать деятельность ни международных, ни украинских рейтинговых агентств, поскольку не имеет для этого необходимых технических методик и опыта. Пригожина считает, что только рынок может дать оценку рейтинговому агентству с учетом его репутации и опыта работы. Она также отметила, что в полномочия такой регулирующей организации, как Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку (ГКЦБФР), не входит проведение конкурса по отбору агентств, уполномоченных проводить национальную рейтинговую оценку и добавила, что ГКЦБФР может только рекомендовать эмитентам при выходе на международные рынки получать рейтинги платежеспособности международных агентств, что позволит снизить стоимость заимствований. Пригожина подчеркнула, что национальные рейтинговые агентства должны исторически на основании многолетнего опыта доказать правильность своих критериев оценки.
Мария ЗАЙЦЕВА, эксперт фондового рынка