Фінансові новини
- |
- 22.12.24
- |
- 14:15
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
Бюджету придётся делать "обрезание"...
13:41 11.06.2001 |
Новому правительству предстоит ряд важных вопросов, в частности найти альтернативу приватизационным поступлениям и договориться о возобновлении кредитования МВФ. Если Кабмин Анатолия Кинаха этого не сделает, то в этом году дефицит бюджета может составить порядка $2,1 млрд., а курс гривна/доллар значительно превысит прогнозную отметку 5,48. Тем не менее, премьер запретил сокращать расходную часть бюджета. Однако к концу года он может изменить своё решение.
Напомним, что бюджет 2001 года задумывался как бездефицитный (размер расходной и доходной части 41 млрд. грн.). Уровень инфляции прогнозируется на уровне 13,6%. В нынешнем бюджете заложено два "сомнительных" источника доходов: поступления от приватизации и кредиты международных организаций. Поступления от приватизации ожидаются на уровне 5,9 млрд. грн., внешние кредиты - 8 млрд. грн.
Львиная доля приватизационных поступлений (3,6 млрд. грн.) приходится на деньги от продажи "Укртелекома". В начале года было ясно, что такое большое предприятие, как "Укртелеком" за 1 год продать не удастся, т.е. необходимые 3,6 млрд. грн. в этом году бюджет может недополучить. К тому же, за первые пять месяцев от приватизации государство недополучило 663 млн. грн. Заметим, что из 5,9 млрд. грн. приватизационных поступлений 95% идёт на текущие госрасходы. Недобор от приватизации может составить порядка 3 млрд. грн. ($510.8 млн.).
Сейчас с уверенностью можно говорить если не об угрозе провале приватизации в 2001 году, то о возникновении скрытого бюджетного дефицита. Дело в том, что если госбюджет вовремя не получит средств (в данном случае от приватизации), то по определённым расходным статьям выплаты сократятся либо вовсе прекратятся.
В первом квартале профицит государственного бюджета Украины составил почти 1,5 млрд. грн., что преимущественно связано с налоговыми поступлениями сверх плана. Но, тем не менее, график поступлений в бюджет за январь - май не выполнен - недобор составил порядка 34,6 млн. грн.
С другой стороны, в бюджете предусмотрено 8 млрд. грн. от внешних кредиторов. Сейчас предоставление этих кредитов под вопросом. Одной из главных причин является отсутствие решения МВФ, нерешённые вопросы с реструктуризацией банка "Украина", принятие современного законодательства в финансовой и банковской сфере. Напомним, что 19 декабря 2000 года МВФ решил возобновить программу расширенного финансирования, и выделил очередной транш USD 246 млн. транш. 24 января 2001 года миссия МВФ не рекомендовала совету директоров продолжить кредитование Украины. Для международных финансовых организаций политика МВФ по отношению к стране - должнику является весомым фактором. Поэтому сейчас под вопросом и кредиты Мирового банка.
Отсутствие положительного решения о возобновлении кредитования МВФ негативно отразится на реструктуризации долга перед Парижским клубом кредиторов (одно из условий - возобновление кредитования МВФ). 20 января 2000 года Украина прекратила погашение долгов перед Парижским клубом и заявила о намерении реструктуризировать $1,007 млрд. Если Украине не удастся отсрочить выплату долга, то в этом году придётся заплатить около $500 млн. - это непредусмотренная нагрузка на госбюджет. Если финансирование МВФ будет возобновлено в июле (как обещал экс - вице - премьер Юрий Ехануров), то велик риск того, что эти деньги пойдут на покрытие внутреннего дефицита, а не на поддержку национальной валюты.
Кроме того, в этом году Украина должна выплатить 7,3 млрд. грн. по внешним долгам и погасить долг по ОВГЗ - 0,8 млрд. грн. Деньги на погашение этих долгов предусмотрены в бюджет.
В самом худшем варианте, к концу года дефицит бюджета может составить порядка $2,1 млрд. ("недобор" от приватизации + выплаты Парижскому клубу + кредиты, которые Украина может так и не получить). Недостаточное финансирование может привести к росту внутреннего долга, что может отразиться на выплате зарплат бюджетникам (социальные статьи не пострадают, поскольку не подлежат сокращению). Это может иметь негативные последствия, особенно накануне парламентских выборов, а также, может стать одним из аргументов в кампании Виктора Ющенко.
Что касается валютной политики правительства, то сейчас у него нет реальных рычагов для удержания курса на данном уровне. Недополучение средств от приватизации и приостановление кредитования МВФ негативно отразится на курсе доллара США. Сейчас относительная стабильность (часто рост) гривны происходит из - за валютных поступлений от приватизации. Избыток валюты на рынке приводит к падению курса. В четвёртом квартале от приватизации запланировано получить около 2 млрд. грн. Невыполнение ФДМУ этих требований приведёт как к росту бюджетного дефицита, так и к дестабилизации валютного рынка. В это время очень помогли бы деньги МВФ.
Ещё одной причиной роста курса может стать политика правительства. Вспомним кто такой Анатолий Кинах - глава Украинского союза промышленников и предпринимателей. Имея такое лобби в правительстве, промышленники будут стараться завоевать внешние рынки. А для экспортёров выгодным является высокий курс (себестоимость продукции в перерасчёте на доллары при высоком курсе ниже, что даёт возможность получать дополнительную прибыль не внешних рынках даже без демпинга). Поэтому в ближайшее время можно ожидать, что Национальный банк понизит учётную ставку, что и приведёт к избытку гривны в обращении и, соответственно, росту курса.
Хотя премьер и запретил сокращать расходную часть бюджета, ситуация заставит его сделать это. Ведь единственный способ сократить дефицит - это либо взять кредит, либо увеличить налоги. С кредитами нынче тяжело, а что касается повышения налогов, то тяжело себе представить лоббиста предпринимателей, который наступит на горло собственной песне.