Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Бюджету придётся делать "обрезание"...

13:41 11.06.2001 |

Економіка

Новому правительству предстоит ряд важных вопросов, в частности найти альтернативу приватизационным поступлениям и договориться о возобновлении кредитования МВФ. Если Кабмин Анатолия Кинаха этого не сделает, то в этом году дефицит бюджета может составить порядка $2,1 млрд., а курс гривна/доллар значительно превысит прогнозную отметку 5,48. Тем не менее, премьер запретил сокращать расходную часть бюджета. Однако к концу года он может изменить своё решение.

Напомним, что бюджет 2001 года задумывался как бездефицитный (размер расходной и доходной части 41 млрд. грн.). Уровень инфляции прогнозируется на уровне 13,6%. В нынешнем бюджете заложено два "сомнительных" источника доходов: поступления от приватизации и кредиты международных организаций. Поступления от приватизации ожидаются на уровне 5,9 млрд. грн., внешние кредиты - 8 млрд. грн.

Львиная доля приватизационных поступлений (3,6 млрд. грн.) приходится на деньги от продажи "Укртелекома". В начале года было ясно, что такое большое предприятие, как "Укртелеком" за 1 год продать не удастся, т.е. необходимые 3,6 млрд. грн. в этом году бюджет может недополучить. К тому же, за первые пять месяцев от приватизации государство недополучило 663 млн. грн. Заметим, что из 5,9 млрд. грн. приватизационных поступлений 95% идёт на текущие госрасходы. Недобор от приватизации может составить порядка 3 млрд. грн. ($510.8 млн.).

Сейчас с уверенностью можно говорить если не об угрозе провале приватизации в 2001 году, то о возникновении скрытого бюджетного дефицита. Дело в том, что если госбюджет вовремя не получит средств (в данном случае от приватизации), то по определённым расходным статьям выплаты сократятся либо вовсе прекратятся.

В первом квартале профицит государственного бюджета Украины составил почти 1,5 млрд. грн., что преимущественно связано с налоговыми поступлениями сверх плана. Но, тем не менее, график поступлений в бюджет за январь - май не выполнен - недобор составил порядка 34,6 млн. грн.

С другой стороны, в бюджете предусмотрено 8 млрд. грн. от внешних кредиторов. Сейчас предоставление этих кредитов под вопросом. Одной из главных причин является отсутствие решения МВФ, нерешённые вопросы с реструктуризацией банка "Украина", принятие современного законодательства в финансовой и банковской сфере. Напомним, что 19 декабря 2000 года МВФ решил возобновить программу расширенного финансирования, и выделил очередной транш USD 246 млн. транш. 24 января 2001 года миссия МВФ не рекомендовала совету директоров продолжить кредитование Украины. Для международных финансовых организаций политика МВФ по отношению к стране - должнику является весомым фактором. Поэтому сейчас под вопросом и кредиты Мирового банка.

Отсутствие положительного решения о возобновлении кредитования МВФ негативно отразится на реструктуризации долга перед Парижским клубом кредиторов (одно из условий - возобновление кредитования МВФ). 20 января 2000 года Украина прекратила погашение долгов перед Парижским клубом и заявила о намерении реструктуризировать $1,007 млрд. Если Украине не удастся отсрочить выплату долга, то в этом году придётся заплатить около $500 млн. - это непредусмотренная нагрузка на госбюджет. Если финансирование МВФ будет возобновлено в июле (как обещал экс - вице - премьер Юрий Ехануров), то велик риск того, что эти деньги пойдут на покрытие внутреннего дефицита, а не на поддержку национальной валюты.

Кроме того, в этом году Украина должна выплатить 7,3 млрд. грн. по внешним долгам и погасить долг по ОВГЗ - 0,8 млрд. грн. Деньги на погашение этих долгов предусмотрены в бюджет.

В самом худшем варианте, к концу года дефицит бюджета может составить порядка $2,1 млрд. ("недобор" от приватизации + выплаты Парижскому клубу + кредиты, которые Украина может так и не получить). Недостаточное финансирование может привести к росту внутреннего долга, что может отразиться на выплате зарплат бюджетникам (социальные статьи не пострадают, поскольку не подлежат сокращению). Это может иметь негативные последствия, особенно накануне парламентских выборов, а также, может стать одним из аргументов в кампании Виктора Ющенко.

Что касается валютной политики правительства, то сейчас у него нет реальных рычагов для удержания курса на данном уровне. Недополучение средств от приватизации и приостановление кредитования МВФ негативно отразится на курсе доллара США. Сейчас относительная стабильность (часто рост) гривны происходит из - за валютных поступлений от приватизации. Избыток валюты на рынке приводит к падению курса. В четвёртом квартале от приватизации запланировано получить около 2 млрд. грн. Невыполнение ФДМУ этих требований приведёт как к росту бюджетного дефицита, так и к дестабилизации валютного рынка. В это время очень помогли бы деньги МВФ.

Ещё одной причиной роста курса может стать политика правительства. Вспомним кто такой Анатолий Кинах - глава Украинского союза промышленников и предпринимателей. Имея такое лобби в правительстве, промышленники будут стараться завоевать внешние рынки. А для экспортёров выгодным является высокий курс (себестоимость продукции в перерасчёте на доллары при высоком курсе ниже, что даёт возможность получать дополнительную прибыль не внешних рынках даже без демпинга). Поэтому в ближайшее время можно ожидать, что Национальный банк понизит учётную ставку, что и приведёт к избытку гривны в обращении и, соответственно, росту курса.

Хотя премьер и запретил сокращать расходную часть бюджета, ситуация заставит его сделать это. Ведь единственный способ сократить дефицит - это либо взять кредит, либо увеличить налоги. С кредитами нынче тяжело, а что касается повышения налогов, то тяжело себе представить лоббиста предпринимателей, который наступит на горло собственной песне.

За матеріалами: Uatoday
 

ТЕГИ

Курс НБУ на 20.12.2024
 
за
курс
uah
%
USD
1
41,9292
 0,0244
0,06
EUR
1
43,5770
 0,3811
0,87

Курс обміну валют на 20.12.24, 10:15
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,5129  0,09 0,22 42,1729  0,06 0,13
EUR 43,3063  0,22 0,51 44,0913  0,19 0,43

Міжбанківський ринок на 20.12.24, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,8500  0,08 0,19 41,8700  0,08 0,19
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес