Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Налоговый кодекс до неузнаваемости перекроил налог на прибыль. До неузнаваемости - но не к лучшему

12:34 22.02.2011 |

Економіка, Право

1-го апреля 2011 года топ-менеджерам многих украинских компаний может оказаться совсем не до шуток. С этой даты вступит в силу раздел Налогового кодекса, регламентирующий ключевую составляющую фискальной нагрузки на корпоративный сегмент - налог на прибыль предприятий. Помимо полутора месяцев, оставшихся до этой даты, власть дает «на раскачку» полгода, в течение которых правительство собирается откорректировать его самые спорные моменты. Простым этот процесс точно не будет. Уже 15 февраля на заседании Комитета Верховной Рады по вопросам налоговой и таможенной политики зашла речь об исправлении первого обнаруженного «ляпа» в данном разделе - положения о вступлении в силу налоговых льгот на три месяца раньше, чем самого нового налога. За первой ласточкой последуют и другие. Как сообщает "ИнвестГазета", внести все коррективы власти намерены в июле, то есть не раньше, чем бизнес не испытает новые правила на собственной деятельности.

Таких новых правил в системе налогообложения прибыли компаний - более чем достаточно. Этому разделу разработчики налоговой библии уделили особенно много внимания. Реформа преследовала весьма благородную цель: снизить налоговое давление на бизнес, чтобы вернуть его из тени, из-за которой бюджет недополучает 50-60% доходов. В результате налог на прибыль предприятий по сравнению с другими налогами претерпел самые серьезные изменения. Но с поставленной задачей «реформаторы» не справились: на смену высоким ставам налога пришел сложный и запутанный налоговый учет.

Чужая идея По меркам развитых стран 25%-ная ставка корпоративного налога, действующая в Украине, даже до реформы была относительно невысока. В ряде европейских государств и США она, к примеру, достигала 35%. Правда, если богатые страны могут себе позволить изымать четверть, треть и более прибыли компаний в бюджет, то для развивающихся экономик подобная ставка налога является непозволительной. Такая высокая нагрузка не позволяет предприятиям инвестировать в свое развитие в достаточной мере, что замедляет приближение жизненного уровня развивающихся стран к уровню развитых. Поэтому государства Центральной и Восточной Европы, как другие развивающиеся экономики, предпочитают устанавливать налоговую ставку в размере 15-20%. На их фоне украинские 25% налога выглядели неоправданно высокими. Потому с принятием кодекса правительство решило последовать примеру таких же, как и наша страна, развивающихся экономик.

Воплотить в жизнь давно назревшее решение и снизить препятствующую экономическому развитию ставку украинские власти, как и руководство других государств, подтолкнул финансовый кризис. Как известно, где сильное налоговое давление на бизнес - там и теневая экономика. По оценкам немецкого Institute for the study of Labor, снижение корпоративного налога на 1% приводит к уменьшению объема теневой экономики на 0,018-0,052%. Поэтому когда в мире начался кризис, именно сокращение корпоративного налога стало одной из первых мер, которой правительства ряда стран решили поддержать экономический рост, выводя на свет «серую» часть ВВП.

Впрочем, в случае с Украиной катализатором для проведения реформы стал не столько сам кризис, сколько МВФ, помогавший нашей стране бороться с последствиями рецессии. Выступая кредитором государств с раздутыми бюджетным дефицитом и внешним долгом, Фонд от многих из них требовал проведения налоговой реформы и снижения налога на прибыль. Украина не стала исключением. Под строгим взглядом своего главного кредитора правительство не смогло не внести пункт о снижении корпоративного налога в Налоговый кодекс (принятие которого также было одним из требований МВФ).

Как бы там ни было, но шаг в сторону снижения налога на прибыль предприятий в Украине был сделан решительный. В расчете на то, что после уменьшения налогового пресса бизнес будет активнее выходить из тени, ставка этого налога в течение четырех лет будет снижена с нынешних 25 до 16%, что очень существенно для государства, в чьем бюджете данный налог обеспечивает пятую часть всех доходов бюджета и является самым «прибыльным» после НДС. Снижать налоги постепенно (по 2% в год до 2013-го, затем еще на 3% в 2014-ом) правительству подсказал МВФ.

Как объяснила замминистра финансов Татьяна Ефименко во время первого украинского налогового форума в конце октября, это позволит сохранить определенный финансовый ресурс в бюджете Украины и поддержать государственную систему финансов в более стабильном состоянии. «Уменьшение ставки налога на прибыль, если считать прямым счетом, приведет к потерям бюджета в размере 4 млрд. грн.», - дал в сентябре оценку последствиям принятия кодекса премьер-министр Николай Азаров. Пошаговое снижение ставки сможет смягчить этот удар.

Кроме того, чем постепеннее происходит уменьшение ставки, тем легче правительству внести коррективы в свою политику. «При планировании изменений можно учесть не все. Если снижение ставки будет единоразовым, могут произойти какие-то неучтенные нежелательные последствия, и эффект от реформы будет «смазан», - говорит Дмитрий Боярчук, исполнительный директор CASE-Украина. - А при постепенном снижении есть возможность учитывать реакцию среды и реагировать на нее соответственно».

Сторінка 1 з 3 | Наступна сторінка
 

ТЕГИ

Курс НБУ на завтра
 
за
курс
uah
%
USD
1
41,1664
 0,0421
0,10
EUR
1
45,9541
 0,0057
0,01

Курс обміну валют на 27.09.24, 10:35
  куп. uah % прод. uah %
USD 40,8704  0,06 0,15 41,4863  0,08 0,20
EUR 45,7556  0,05 0,12 46,4415  0,09 0,19

Міжбанківський ринок на 27.09.24, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,1800  0,06 0,15 41,1950  0,06 0,16
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес