Фінансові новини
- |
- 26.12.24
- |
- 19:14
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
Налоговый кодекс до неузнаваемости перекроил налог на прибыль. До неузнаваемости - но не к лучшему
1-го апреля 2011 года топ-менеджерам многих украинских компаний может оказаться совсем не до шуток. С этой даты вступит в силу раздел Налогового кодекса, регламентирующий ключевую составляющую фискальной нагрузки на корпоративный сегмент - налог на прибыль предприятий. Помимо полутора месяцев, оставшихся до этой даты, власть дает «на раскачку» полгода, в течение которых правительство собирается откорректировать его самые спорные моменты. Простым этот процесс точно не будет. Уже 15 февраля на заседании Комитета Верховной Рады по вопросам налоговой и таможенной политики зашла речь об исправлении первого обнаруженного «ляпа» в данном разделе - положения о вступлении в силу налоговых льгот на три месяца раньше, чем самого нового налога. За первой ласточкой последуют и другие. Как сообщает "ИнвестГазета", внести все коррективы власти намерены в июле, то есть не раньше, чем бизнес не испытает новые правила на собственной деятельности.
Таких новых правил в системе налогообложения прибыли компаний - более чем достаточно. Этому разделу разработчики налоговой библии уделили особенно много внимания. Реформа преследовала весьма благородную цель: снизить налоговое давление на бизнес, чтобы вернуть его из тени, из-за которой бюджет недополучает 50-60% доходов. В результате налог на прибыль предприятий по сравнению с другими налогами претерпел самые серьезные изменения. Но с поставленной задачей «реформаторы» не справились: на смену высоким ставам налога пришел сложный и запутанный налоговый учет.
Чужая идея По меркам развитых стран 25%-ная ставка корпоративного налога, действующая в Украине, даже до реформы была относительно невысока. В ряде европейских государств и США она, к примеру, достигала 35%. Правда, если богатые страны могут себе позволить изымать четверть, треть и более прибыли компаний в бюджет, то для развивающихся экономик подобная ставка налога является непозволительной. Такая высокая нагрузка не позволяет предприятиям инвестировать в свое развитие в достаточной мере, что замедляет приближение жизненного уровня развивающихся стран к уровню развитых. Поэтому государства Центральной и Восточной Европы, как другие развивающиеся экономики, предпочитают устанавливать налоговую ставку в размере 15-20%. На их фоне украинские 25% налога выглядели неоправданно высокими. Потому с принятием кодекса правительство решило последовать примеру таких же, как и наша страна, развивающихся экономик.
Воплотить в жизнь давно назревшее решение и снизить препятствующую экономическому развитию ставку украинские власти, как и руководство других государств, подтолкнул финансовый кризис. Как известно, где сильное налоговое давление на бизнес - там и теневая экономика. По оценкам немецкого Institute for the study of Labor, снижение корпоративного налога на 1% приводит к уменьшению объема теневой экономики на 0,018-0,052%. Поэтому когда в мире начался кризис, именно сокращение корпоративного налога стало одной из первых мер, которой правительства ряда стран решили поддержать экономический рост, выводя на свет «серую» часть ВВП.
Впрочем, в случае с Украиной катализатором для проведения реформы стал не столько сам кризис, сколько МВФ, помогавший нашей стране бороться с последствиями рецессии. Выступая кредитором государств с раздутыми бюджетным дефицитом и внешним долгом, Фонд от многих из них требовал проведения налоговой реформы и снижения налога на прибыль. Украина не стала исключением. Под строгим взглядом своего главного кредитора правительство не смогло не внести пункт о снижении корпоративного налога в Налоговый кодекс (принятие которого также было одним из требований МВФ).
Как бы там ни было, но шаг в сторону снижения налога на прибыль предприятий в Украине был сделан решительный. В расчете на то, что после уменьшения налогового пресса бизнес будет активнее выходить из тени, ставка этого налога в течение четырех лет будет снижена с нынешних 25 до 16%, что очень существенно для государства, в чьем бюджете данный налог обеспечивает пятую часть всех доходов бюджета и является самым «прибыльным» после НДС. Снижать налоги постепенно (по 2% в год до 2013-го, затем еще на 3% в 2014-ом) правительству подсказал МВФ.
Как объяснила замминистра финансов Татьяна Ефименко во время первого украинского налогового форума в конце октября, это позволит сохранить определенный финансовый ресурс в бюджете Украины и поддержать государственную систему финансов в более стабильном состоянии. «Уменьшение ставки налога на прибыль, если считать прямым счетом, приведет к потерям бюджета в размере 4 млрд. грн.», - дал в сентябре оценку последствиям принятия кодекса премьер-министр Николай Азаров. Пошаговое снижение ставки сможет смягчить этот удар.
Кроме того, чем постепеннее происходит уменьшение ставки, тем легче правительству внести коррективы в свою политику. «При планировании изменений можно учесть не все. Если снижение ставки будет единоразовым, могут произойти какие-то неучтенные нежелательные последствия, и эффект от реформы будет «смазан», - говорит Дмитрий Боярчук, исполнительный директор CASE-Украина. - А при постепенном снижении есть возможность учитывать реакцию среды и реагировать на нее соответственно».
|
|
ТЕГИ
ТОП-НОВИНИ
ТОП-НОВИНИ
ПІДПИСКА НА НОВИНИ
Для підписки на розсилку новин введіть Вашу поштову адресу :