Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Кабмин Зеленского 2.0. Топ-5 вызовов, которые помешают спасти рейтинг

13:53 03.03.2020 |

Економіка

 Денис ЛАВНИКЕВИЧ / Деловая столица

Когда (если) в Украине сменится правительство, ему придется ответить на целый ряд экономических вызовов - как старых и хорошо знакомых, так и принципиально новых.

За первые два месяца 2020 г. ситуация в мире вокруг Украины неожиданно сильно поменялась. Вспышка коронавируса "подсекла" мировую экономику, включая спрос на сырье и оборудование (что ударит по нашим экспортным отраслям). Однако проблемы в самой отечественной экономике усугубились еще до появления "заразы" из Китая, за что несут непосредственную ответственность действующие министры.

"Деловая столица" составила свой топ-5 экономических проблем, которые придется решать Владимиру Зеленскому в попытке обновить свой имидж, в том числе с помощью перестановок в правительстве.

Падение промышленного производства

Тревожным сигналом о том, что в стране на фоне макроэкономической стабилизации что-то пошло не так, стало падение промышленного производства на 8,3% (декабрь 2019 г. к декабрю 2018-го). Добавим сюда характерное для Украины отрицательное сальдо внешней торговли товарами, которое по итогам 2019-го составило $10,72 млрд. Позитивный баланс услуг не в состоянии радикально улучшить ситуацию.

Внутренняя торговля, конечно, растет, но сама по себе она не может долго вытягивать рост ВВП. Именно промышленность вместе с сельским хозяйством (агропроизводством) обеспечивает экспорт, валютную выручку и по большому счету лежит в основе экономики страны.

На падение показателей промышленного производства повлияла аномально крепкая гривня, монетарная политика Нацбанка (высокая учетная ставка), а также плохая конъюнктура на мировых рынках. Причем плохой она была еще до начала общемирового психоза из-за коронавируса. К примеру, по оценкам ассоциации "Укрметаллургпром", в 2019 г. производство стали в Украине снизилось до 20,5 млн т (-2,8% к 2018 г.), чугуна - до 20 млн т (-2,7%), проката - до 18 млн т (-2%).

И нужно понимать, что на фоне проблем на рынках, вызванных вспышкой коронавируса (уже не только в Китае), для подъема украинской промышленности теперь придется принимать не ординарные, а чрезвычайные меры.

Крепкая гривня

Одна из основных проблем украинской экономики, плавно перекочевавшая из прошлого года в нынешний, - курс гривни, который является искусственно завышенным. Конечно, приятно гордиться тем, что твоя родная валюта самая крепкая в мире и укрепилась к доллару за минувший год на 15%. Однако мешают этому растущие цены в магазинах - так бизнес компенсирует недобранную из-за искусственно завышенного курса прибыль.

Да, экспортеры крепкой гривне совсем не рады. Аграриям в этом году пришлось максимально экономить, готовясь к посевной, потому что их доходы по итогам 2019-го оказались в долларовом выражении ниже, чем ожидалось. Только лишь из-за того, что все второе полугодие нацвалюта укреплялась. Экспортерам металлов тоже несладко.

Крепкая гривня также негативно влияет на тяжелую промышленность: доходы у них в валюте, а расходы в гривне. Да и на легкую промышленность - при крепкой гривне ей сложно конкурировать с китайским ширпотребом. Наконец, из-за сильной нацвалюты снижаются плановые доходы от таможни (особенно) и налоговой. А это уже прямой ущерб для бюджета.

Крепкая гривня выгодна импортерам, перевозчикам и туристическому бизнесу. А также - держателям ОВГЗ. С которыми связана, кстати, еще одна проблема: есть вероятность массового выхода нерезидентов из украинских ОВГЗ. В этом случае они начнут выводить валюту и гривня может резко девальвировать. При этом мы уже видим уменьшение спроса нерезидентов на гривневые ОВГЗ, Минфину сложнее реструктурировать госдолг.

Не исключено, что экспортеры будут приходить в Кабмин и задавать неудобные вопросы. И кто бы в тот момент не был премьером, ему придется ругаться и с НБУ, и с Минфином, доказывая жизненную необходимость управляемой девальвации гривни.

Рынок земли

Земельная - самая сложная реформа, и пусть основная тяжесть ее решения пока легла на парламент, но и всем остальным ветвям власти никак не остаться в стороне от столь масштабной затеи. Тем более что эта реформа никак не хочет вписываться в мировоззрение украинцев.

Если бы референдум о продаже земли сельскохозяйственного назначения проходил в прошлое воскресенье, 15% жителей Украины проголосовали бы за рынок земли, 62% - против, еще 18% не принимали бы участия в голосовании, свидетельствуют данные опроса КМИС. Как отмечают социологи, с ноября 2019 г. по февраль 2020 г. доля сторонников продажи земли снижалась: с 22% в ноябре до упомянутых 15% - в феврале.

То есть реформа, мягко говоря, непопулярна в народе, но с повестки дня ее никто не снимает. Народные депутаты как-нибудь да проголосуют, а вот как встроить новый закон в украинскую реальность - это будет очень большая головная боль именно Кабинета Министров и лично премьера.

В частности, придется ответить (себе и людям) на вопросы: как будет продаваться земля иностранцам (относительно самой этой возможности президент обещал референдум), по каким процедурам будет проводиться продажа, как подготовить фермеров, как быть со спорными участками и противоречивым, неполным кадастром, как противодействовать скупке земли банками и крупным бизнесом...

И это мы еще только начали перечислять проблемы. Которые придется решать на фоне непринятия новых земельных правил основной массой населения.

Приватизация и использование госсобственности

Еще 4 октября 2019 г. Минэкономики утвердило этапы подготовки и проведения приватизации первых 800 госпредприятий. Премьер-министр Украины Алексей Гончарук заявил, что рассчитывает на ускорение процесса малой приватизации, от которой только в 2020 г. предполагается получить 5-6 млрд грн в бюджет. В конце декабря, правда, заговорили о том, что Фонд госимущества затягивает приватизацию госпредприятий. Дескать, глава Фонда Дмитрий Сенниченко тормозит подготовку государственных объектов к продаже, занимаясь вместо этого расстановкой лояльного менеджмента. И, наконец, Алексей Гончарук назвал уже другую цифру: 300 госпредприятий, приватизация которых запланирована на нынешний год.

В госбюджете на 2020 г. поступления от приватизации запланированы в объеме 12 млрд грн (6 млрд грн от малой приватизации и столько же - от большой). И хотя эта доходная статья хронически не выполняется, правительству и без сокращения списка госпредприятий есть что продавать.

Однако процесс в любой момент может споткнуться о решения судов разных уровней. Как это происходит с другими проектами по использованию госсобственности с участием частного бизнеса. Например, 3 февраля Шестой апелляционный административный суд Киева заблокировал процесс передачи в концессию Херсонского морского торгового порта. А ведь это был очень многообещающий проект, по факту открывающий ворота передаче в концессию разных убыточных объектов госсобственности.

Или можно вспомнить более старую историю: как в сентябре 2019-го Кабинет Министров Украины признал несостоявшимся конкурс на углеводородные соглашения о разделе продукции (СРП) в пределах участка "Дельфин" на шельфе Черного моря.

В Украине не обеспечены условия для захода инвесторов - и это очередной вызов перед правительством, которое, скорее всего, будет обновлено уже 4 марта.

Энергетическая независимость

В этом году нам повезло с зимой: она теплая, что вкупе с сильно упавшими ценами на газ в Европе позволяет не переживать за энергообеспечение как промышленности, так и населения. В прошлом году воспряли благодаря дешевому газу даже такие энергоемкие отрасли, как, например, производство азотных удобрений.

Но власть расслабилась - и допустила обвал в собственной газодобыче. Точнее, проваливается только государственная "Укргаздобыча", ее результат снизился на 3,45% по сравнению с 2018 г. - до 14,9 млрд куб. м. "Укрнафта" (совместное владение государства и Игоря Коломойского) увеличила добычу на 8%, до 1,2 млрд куб. м, "ДТЭК Нафтогаз" (принадлежит Ринату Ахметову) - на 0,66%, до 1,66 млрд куб. м, "Укрнефтебурение" (совместное владение Игоря Коломойского и Виталия Хомутынника) - на 45%, до 740 млн куб. м, компании группы Smart Energy Вадима Новинского нарастили добычу на 24,7%, до 368,8 млн куб. м. У многих других частников тоже был подъем.

Но надо понимать: газодобыча - это бизнес, в котором вложенные инвестиции приносят отдачу лишь через несколько лет. Поэтому нынешнее увеличение добычи газа частными компаниями - это следствие высоких цен на газ в прошлые годы, под впечатлением от которых инвесторы вкладывали миллионы в новые проекты.

По прогнозам, нынешние низкие цены на газ останутся примерно такими же еще три-четыре года. Поэтому многие частники начали пересматривать свои инвестпрограммы. Но это уже подрывает энергетическую безопасность страны: ведь "Укргаздобыча" явно не справляется с поставленными задачами, а если уйдут с рынка частные компании - будет провал.

То есть правительству предстоит как-то так выстроить отношения с газодобывающей отраслью, чтобы частники были заинтересованы добывать газ здесь и сейчас, а не ждать высоких цен на него. Например, стоило бы прекратить играть со стимулирующей рентой при добыче газа. Это налоговое послабление уже дало положительный эффект в отрасли, но его пытаются отменить.

Задача власти сейчас - обеспечить даже не столько благоприятные, сколько неизменные правила игры на энергетическом рынке. А то игры с "зеленым" тарифом, как и споры вокруг покупки электричества в РФ, уже стали притчей во языцех...

 

ТЕГИ

Курс НБУ на 20.12.2024
 
за
курс
uah
%
USD
1
41,9292
 0,0244
0,06
EUR
1
43,5770
 0,3811
0,87

Курс обміну валют на 20.12.24, 10:15
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,5129  0,09 0,22 42,1729  0,06 0,13
EUR 43,3063  0,22 0,51 44,0913  0,19 0,43

Міжбанківський ринок на 20.12.24, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,8500  0,08 0,19 41,8700  0,08 0,19
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес