Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Штрафы и быстрое блокирование: Почему СМИ напряглись в ожидании закона Ткаченко

17:44 28.12.2019 |

Політика

 

Текст нового закона о медиа, проект которого еще только ожидает Верховная Рада, попал в СМИ и вызвал большой резонанс среди издателей и журналистов. Они увидели в нем ряд норм, которые могут стать способом ущемления свободы слова и контроля над медиа-сферой, информирует Depo.ua.

Вокруг этого законопроекта, который является продуктом председателя информационного комитета Рады Александра Ткаченко, и о разработке которого постоянно информирует министр культуры, молодежи и спорта Владимир Бородянский, интрига держится уже довольно длительное время. Основной страшилкой для журналистов, блоггеров, издателей и руководителей каналов было вероятное введение уголовной ответственности за клевету. В том, что журналистов за их тексты смогут привлекать к криминалу многие увидели признаки цензуры и давления.

Впрочем, в том проекте, который сейчас оказался в открытом доступе, хотя еще не был представлен официально в Раду, уголовной ответственности за клевету нет. Но эксперты и участники рынка находят в нем другие механизмы, с помощью которых непокорных писак можно прижать к ногтю. В наборе Ткаченко-Бородянского и существенные штрафы, и блокирование интернет-ресурсов, и запрет на распространение определенной информации.

Автор закона, бывший топ-менеджер канала 1+1 Александр Ткаченко после того, как в сети началась критика в сторону его детища, дал определенные объяснения. По его словам, тот проект, который попал в сеть, пока является черновым.

Что касается сути документа, Ткаченко дал понять, что он систематизирует ряд действующих законов об информационной и медийной сферах в Украине, а также "начинает регулировать вопросы, которые в 90-е отсутствовали как таковые. Как онлайн-медиа, например". То есть новый закон должен стать своего рода кодексом, который будет регулировать не только деятельность СМИ и журналистов, но и всю медийную индустрию.

Одновременно Ткаченко подтверждает, что механизмы штрафования и запрещения распространения отдельных медиа в проекте закона предусмотрены. При этом подчеркивает, что такие блокировки будут происходить только по решению суда.

Ткаченко в своем комментарии также развеял предположения, что закон разрабатывало министерство Бородянского. "Проект Закона Украины "О медиа" разрабатывался не министерством культуры, молодежи и спорта, а парламентским комитетом", - отметил нардеп. Хотя формально подаст его в Раду именно правительство.

Нардеп также призвал не разгонять преждевременно измену, а дождаться регистрации законопроекта и посмотреть финальный текст и после этого принять участие в обсуждениях и круглых столах.

 

Но поскольку доверия к обещаниями "слуг народа" ставить те или иные проекты на публичное обсуждение и учитывать мнение общественности нет, вполне можно ожидать, что проект закона "О медиа" будут тянуть втихаря так же, как тянут закон о рынке земли.

Проект, который был опубликован на Детектор-медиа и который Ткаченко называет черновиком, является достаточно объемным документом. Он вводит в законодательство новые понятия и целые медийные отрасли, которые до этого не подвергались столь детальному регулированию. Речь идет об онлайн-медиа, коммуникационных сетях, студиях-производителях, универсальных медиа-сервисах, системах вещания общин и других специфических нюансах. В целом под действие закона, получается, подпадает любая деятельность по распространению информации в массы - независимо от того, какими каналами это распространение происходит.

Авторы проекта, берясь за регулирование медиа, видят роль государства среди прочего, в обеспечении достоверности и сбалансированности подачи информации, защите пользователей информации, особенно несовершеннолетних от вредного влияния, обеспечении эффективного надзора (контроля) за соблюдением на территории Украины требований и ограничений в сфере медиа.

Ограничения

И хотя авторы проекта отрицают цензуру, много внимания в проекте уделено регуляции и контролю в отношении содержания распространяемой информации. Особенно это касается сведений из-за так называемого "поребрика".

В отдельной, 37-й статье законопроекта наряду с устоявшимся и привычным запретом призывать к свержению конституционного строя, войне и нарушению территориальной целостности Украины, фигурирует запрет распространять материалы или информацию, которая оправдывает пропагандирует перечисленные действия. Эта норма несколько расширяет поле применения закона, поскольку под запрет могут подпадать даже художественные фильмы со сценами, на которых, скажем, Гитлер обсуждал со своими генералами план захвата Украины.

Запрещается также распространять информацию и материалы, в которых отрицается или оправдывается преступный характер коммунистического тоталитарного режима 1917-1991 годов в Украине, преступный характер национал-социалистического (нацистского) тоталитарного режима.

Нельзя будет создавать положительные образы лиц, которые занимали руководящие должности в коммунистической партии (должность секретаря районного комитета и выше), высших органах власти и управления времен коммунистического режима. А также работников советских органов государственной безопасности. Учитывая субъективность понятия "положительный", а также из-за гипотетической близости советских разведчиков к списку работников "органов государственной безопасности", сериал о Штирлице теперь по телевизору мы, похоже, уже не увидим.

Отдельный раздел законопроекта посвящен ограничениям, связанным с вооруженной агрессией. Они действуют в тот период, когда действует соответствующее постановление парламента о признании той или иной страны - государством-агрессором или оккупантом.

Список запретов здесь довольно широкий. Запрещается, в частности, распространять материалы, которые популяризируют агрессора и оправдывают агрессию, аннексию и оккупацию. Также ограничивается присутствие СМИ страны-агрессора в медийном пространстве Украины. Гражданам и юрлицам страны-агрессора не разрешается становиться субъектом в сфере медиа в Украине, а также устанавливаются другие существенные ограничения относительно влияния информации от страны-агрессора в Украине.

Нацсовет

Особое, новое наполнение получает в проекте закона и Нацсовет по вопросам телевидения и радиовещания. Он с момента вступления закона в силу становится фактически главным регулятором в сфере распространения информации, не ограничиваясь только радио и телевидением.

В общем этому органу посвящен целый раздел законопроекта, который определяет принципы формирования, критерии отбора членов и процедуру их назначения, полномочия совета и порядок принятия им решений.

Из широкого списка полномочий Нацсовета можно отметить несколько точек риска. Так, этот орган будет заниматься регистрацией медиа - в том числе, и онлайн-СМИ. Она будет принимать решение как о выдаче регистрационных документов, так и по отмене регистрации медиа, чья деятельность начнет противоречить законодательству. Также Нацсовет в отдельных случаях будет обращаться в суд относительно отмены регистрации. Речь идет о большом списке незначительных, значительных и грубых нарушений в который входят такие как распространение порнографии и информации из приведенного выше условного "список Штирлица".

Национальный совет совместно с органом совместного регулирования разрабатывает и утверждает критерии отнесения информации к нарушающей требования закона. То есть сам закон лишь определяет направления цензурирования, а уже Нацсовет будет прорабатывать и регламентировать критерии несоответствия контента требованиям закона. Поэтому перечень табуированных тем может стать более строгим.

Нацсовет самостоятельно будет накладывать санкции на СМИ, которые будут нарушать закон. В списке санкций предусмотрено как штрафование (этот вопрос будет решать Нацсовет самостоятельно), а также лишение лицензий, отмена регистраций и запрет распространения на территории Украины (здесь он должен обращаться в суд. При этом дела будут рассматриваться в админсудах и по сокращенной процедуре).

Также Нацсовет должен следить не только за содержанием распространяемой в СМИ информации, но и за прозрачностью структуры собственности каждого медиа. Эту прозрачность медиа-чиновники будут проверять при выдаче лицензий отдельным СМИ, или в любое другое время.

 

ТЕГИ

Курс НБУ на понеділок
 
за
курс
uah
%
USD
1
41,2796
 0,0350
0,08
EUR
1
43,6532
 0,1855
0,43

Курс обміну валют на вчора, 10:46
  куп. uah % прод. uah %
USD 40,9788  0,08 0,20 41,6023  0,08 0,18
EUR 43,3808  0,23 0,53 44,1500  0,26 0,58

Міжбанківський ринок на вчора, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,2625  0,01 0,02 41,3000  0,01 0,02
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес