Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Налог на Netflix от Ткаченко. Будут ли украинцы доплачивать за интернет-контент

15:55 14.11.2019 |

Політика

 Денис ЛАВНИКЕВИЧ / Деловая столица

Власть заинтересовалось территорией, которая традиционно была максимально свободной от всяческого государственного воздействия - социальными сетями, интернет-порталами и стриминговыми сервисами.

Проект закона о СМИ, готовящийся сейчас в Верховной Раде, может содержать нормы о налогообложении социальных сетей и стриминговых сервисов. Об этом рассказал глава Комитета ВР по вопросам гуманитарной и информационной политики Александр Ткаченко во время презентации концепции "Закона о СМИ", который разрабатывается членами комитета.

"Мы предлагаем регистрацию в Украине. Эти платформы, если они зарубежные, не платят налоги в Украине, хотя имеют пользователей, которые платят им деньги. Также соцсети получают деньги от рекламы от украинских пользователей. Куда идут налоги? Мы можем задать такой вопрос?", - отметил Ткаченко.

Согласно концепции законопроекта о медиа, такие сервисы, как Netflix, Megogo, OLL.tv, являются нелинейными аудиовизуальными медиа, а соцсети - провайдерами платформ общего доступа к информации.

Если говорить более точно, то в Комитете предлагают сперва законодательно определить, что интернет-порталы, соцсети и сервисы поставки контента на заказ является медиа. Именно для этого вводится разделение на "линейных" вещателей (традиционные телевидение и радио), и "нелинейных", которые пока никак не урегулированы законодательством (это такие сервисы, как Megogo, OLL TV или Netflix). Также предлагается выделить особые виды СМИ (общественные аудиовизуальные медиа, речь общин, иновещания), печатные медиа, а также онлайн-медиа.

По сути, депутаты предлагают радикально расширить понятие СМИ: "Есть субъекты, которые собственно не являются СМИ, и тем не менее, мы также хотели бы дать ответ на вопрос, как должны их регулировать. Это провайдеры-сервисы, поскольку они распространяют медийный контент, провайдеры совместного доступа к информации, то есть всем известные социальные сети, а также поставщики коммуникационных услуг для нужд телерадиовещания", - отметил Ткаченко.

Законодатели не скрывают, что у них две основные задачи: взять "новые медиа" под госконтроль и заставить их платить налоги на территории Украины. По словам Ткаченко, сегодня медийное пространство Украины регулируется одновременно многими законами, большинство из которых было принято еще в конце 1990-х: "Они имеют разные правовые режимы в отношении различных медиа, а часть из них не регулируется вовсе, ведь таких медиа вообще раньше не было, существуют устаревшие процедуры и даже мертвые нормы законов".

Вообще складывается впечатление, что Александр Ткаченко пока скорее проговаривает вслух задачи, которые предстоит решить. Так, по его мнению, готовящийся закон должен будет регулировать требования к каждой из разновидностей медиа, критерии принадлежности этих субъектов к юрисдикции Украины, а также даст ответ на вопрос о прозрачности собственности, контроля и порядка отчетности, лицензирования и регистрации, контента в разрезе квот европейского и национального продукта, языка, защиты несовершеннолетних и механизмов регулирования медиа.

Кстати, о регулировании: по словам депутата, отдельный большой раздел будет посвящен полномочиям Нацсовета по вопросам телевидения и радиовещания, его статусу, финансированию, порядку избрания членов регулятора. Кроме того, нардепы профильного комитета также предлагают запретить владеть медиа представителям страны-агрессора.

Предложено также обсудить возможность введения ограничений на владение медиаактивами для предотвращения монополий. Такой лимит может быть установлен на уровне не более 35% для аудиовизуальных медиа, 5% для печатных медиа.

В принципе ничего необычного в предложении нет: налогообложение видеосервисов по продаже контента типа Megogo, Netflix и YouTube, как и разных платных онлайн-сервисов, практикуется и в Евросоюзе, и в РФ, и в соседней Беларуси. Ткаченко, к слову, также упомянул, что готовящийся документ предусматривает имплементацию в украинское законодательство норм ЕС. Законопроект будет распространяться на сервисы, доступные на территории Украины, и те, которые могут оплачиваться резидентами с офисами в стране.

"В Евросоюзе такая норма существует и, собственно, Netflix должен выпускать не менее 30% продукции, которая была произведена в ЕС. Тот же вопрос возникает и о языке. Украина на данный момент не самый яркий рынок, чтобы провайдеры внедряли украинский язык, но мы этого хотим. Иначе эти провайдеры ограничатся в основном русским языком", - отметил Ткаченко.

Как это будет реализовано

Концепция законопроекта предполагает изменения в законы "О печатных средствах массовой информации (прессе) в Украине" (1993), "Об информационных агентствах" (1995), "О государственной поддержке средств массовой информации и социальной защите журналистов" (1997), "О порядке освещения деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в Украине средствами массовой информации" (1997), "О Национальном совете Украины по вопросам телевидения и радиовещания" (2005), "О телевидении и радиовещании" (2006).

Предлагается также четкое определение субъектов действия будущего закона, которые разделил на группу "медиа" и "не медиа". К первой категории относятся телеканалы и радио, медиаплатформы, общественные теле-, радиокомпании местного и общенационального уровня, а также печатные и онлайн-медиа. Ко второй - провайдеры, социальные сети и поставщики электронных коммуникационных услуг с использованием радиочастотного ресурса.

Посмотреть, как может выглядеть на практике налогообложение интернет-медиа и онлайн-сервисов, можно на примере Беларуси. Там такой механизм уже работает: с 1 января 2018 г. действует налог, который в народе прозвали "налогом на Google". Касается он не только поискового гиганта, но и вообще многих компаний и их услуг.

Смысл налога в том, что иностранные компании, которые оказывают цифровые услуги физлицам на территории Беларуси, должны уплачивать налог на добавленную стоимость. Для этого им потребовалось зарегистрироваться в белорусских налоговых органах.

Первыми это сделали - несмотря на малый объем белорусского рынка - Netflix, Google, Airbnb и другие гиганты. По словам белорусских налоговых юристов, разбиравшихся в вопросе, международные компании обращались к ним за разъяснениями: спрашивали, попадают они или нет под налог - то есть они сами хотят соблюдать законодательство. Хотя бы для того, чтобы иметь возможность бороться с пиратством.

Требование платить налог распространяется и на сервисы, которые предоставляют услуги подписки - это касается не только музыкальных и видеосервисов (Apple Music, Netflix), но и сайтов газет, которые распространяют контент по платной модели. Покупка пространства на облачном хранилище тоже подпадает под налог.

Компаниям не обязательно открывать в Беларуси свои представительства и вообще как-то присутствовать: все можно делать удаленно, достаточно стать на учет в налоговом органе Республики Беларусь. Налоговая присылает логин и пароль от личного кабинета, через который будет вестись вся работа.

Налог в размере 20% уплачивается раз в квартал. Он высчитывается из стоимости интернет-услуг, оказанных физлицам, с учетом суммы НДС. Для расчета суммы налога стоимость услуг нужно будет умножить на 20 и разделить на 120: продали тысячу игр по сто долларов - налог ориентировочно составит $16,5 тыс. Правда, пока остается открытым вопрос учета проданных услуг и контента: белорусские налоговики признают, что им приходится полагаться на добросовестность интернет-гигантов.

Если в стране уже есть присутствие зарубежной компании в форме зарегистрированного юридического лица, то нужно смотреть, кто именно оказывает услугу (например, какие-то рекламные услуги): белорусское юрлицо или иностранная компания. В первом случае это обычный "внутренний НДС", который уплачивают белорусские субъекты. Во втором - работает "налог на Google", который должен быть уплачен непосредственно иностранной компанией.

В условиях введения налога на онлайн-сервисы интернет-гиганты в Украине будут действовать по-разному. Допустим, мы покупаем музыкальный альбом в Google Play Music. Google может вложить стоимость налога в цену услуги или товара, то есть альбом подорожает для нас на 20%. Либо компания может уменьшить свою маржу, не меняя цену товара. Наконец, бремя расходов может быть возложено на правообладателя - доход музыкального лейбла или артиста от продажи альбома станет меньше.

В РФ, например, Google увеличила стоимость программ в магазине мобильных приложений, а Apple переложила налог на разработчиков программ и игр. Похоже, аналогичная ситуация будет и у нас.

Отдельно также на рассмотрение комитета выносилась идея Ткаченко о введении системы "финансовый fair play". Она предусматривает санкции против неприбыльных медиа, что, как считает Ткаченко, поможет вывести СМИ из-под контроля политиков и крупного бизнеса. Но хорошими намерениями вымощена дорога в ад - как быть тем СМИ, которые действительно не получают прибыли или только начинают свою работу - непонятно.

 

ТЕГИ

Курс НБУ на 20.12.2024
 
за
курс
uah
%
USD
1
41,9292
 0,0244
0,06
EUR
1
43,5770
 0,3811
0,87

Курс обміну валют на 20.12.24, 10:15
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,5129  0,09 0,22 42,1729  0,06 0,13
EUR 43,3063  0,22 0,51 44,0913  0,19 0,43

Міжбанківський ринок на 20.12.24, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,8500  0,08 0,19 41,8700  0,08 0,19
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес