Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Эпоха бедности на местах. Как Кабмин отобрал у регионов 147 миллиардов

09:33 08.11.2019 |

Економіка

 Алексей КУЩ / Деловая столица

Ассоциация городов Украины в своем аналитическом исследовании подсчитала потенциальные потери местных бюджетов после принятия бюджета на 2020 г.

Судя по базовым параметрам госбюджета, конец эпохи бедности откладывается на неопределенный срок - "пока экономика не вырастет". Хотя с ростом тоже беда, ведь нынешняя смета практически лишена как налоговых, так и инвестиционных механизмов, которые бы позволили запустить модель опережающего роста экономики. То есть в 2020-м эпоха бедности не закончится, а эпоха роста - еще не начнется.

Итак, судя по аналитической записке АГУ, которой располагает "ДС", доходы местных бюджетов на 2020 г. сверстаны исходя из следующих фискальных новаций: 1) действующие ставки рентной платы за природный газ, нефть и газовый конденсат - 5% ренты зачисляется в местные бюджеты по месту добычи природных ресурсов; 2) с 1 января местные бюджеты лишаются зачисления 13,44% акцизного налога на произведенное и импортируемое автомобильное топливо - весь налог подлежит зачислению в центральный дорожный фонд; 3) с 1 января не применяется повышающий коэффициент в размере 1,1 к сумме рентной платы за добычу железной руды (8%); 4) до 2023 г. для расчета размера индексации нормативной денежной оценки сельскохозяйственных земель, земель населенных пунктов и прочих несельскохозяйственных земельных участков применяется индекс потребительских цен в размере 100%; 5) рентная плата за использование лесных, водных ресурсов, радиочастот, экологический налог, определенные в абсолютных цифрах, не индексируются.

Если расшифровать указанные выше изменения, получим примерно следующую картину. Один из существенных источников наполнения местных бюджетов - это так называемый топливный акциз, который каждый автомобилист как конечный потребитель платит, заправляясь на автозаправке. Как показал процесс администрирования данного налога, местные власти намного эффективнее блокировали потоки контрабандного и контрафактного топлива на заправках, так как неучтенный товар - это недополучение местных доходов. Отныне данный налог будет на 100% администрироваться и использоваться центральным бюджетом. Простыми словами, увеличение до 74 млрд грн расходов на дорожную инфраструктуру будет осуществлено за счет изъятия денег местных бюджетов без каких-либо компенсаторов такой потери.

Наиболее интересен пункт по индексации нормативной денежной оценки земельных участков. Применение индекса в размере 100% означает, что сумма нормативной оценки будет умножаться на один, то есть останется без изменений. Земельный налог является одним из важных источников наполнения местных бюджетов. Еще большее значение он имеет в контексте потенциала роста при правильном и эффективном администрировании. Отмена индексации говорит о том, что правительство готовится к массовому открытию рынка земли. В условиях отсутствия реальных механизмов ценообразования, особенно при скупке крупных, консолидированных массивов земли, а также при определении стартовой цены приватизации госземель, единственным ориентиром будет выступать нормативная денежная оценка - и она останется без изменений. Что явно будет играть на руку покупателям и идти вразрез с интересами продавцов. Кроме того, будущие собственники земли получат существенную налоговую фору - до 2023 г. их налоговые платежи за землю не будут расти.

Конечно, тут могут выиграть физические лица, которые сейчас арендуют земельные участки для ведения сельского хозяйства - согласно поданному законопроекту, они получат право выкупать арендованную землю по нормативной оценке в течение пяти лет, но в целом данные изменения делаются в пользу будущих крупных покупателей земель, в том числе финансовых спекулянтов.

Общий ресурс местных бюджетов первоначально был определен в размере 465 млрд грн, а прогнозный размер доходов - 323 млрд грн. Разница должна покрываться за счет бюджетных дотаций и целевых субвенций. Первые будут, как обычно, использованы для горизонтального выравнивания платежеспособности местных бюджетов. Базовую дотацию получат регионы с индексом платежеспособности в размере меньше 0,9, который определяется исходя из медианного по стране начисления налогов на одного жителя. Остальные регионы перечислят в бюджет реверсную дотацию. Но их роль с каждым годом в структуре доходов местных бюджетов сокращается. Чего нельзя сказать о целевых субвенциях, особенно в части финансирования образования, медицины и переданных на обслуживание ОТГ инфраструктурных объектов.

Гора родила бюджетную мышь

По данным Ассоциации городов Украины, местные бюджеты суммарно потеряют 147,3 млрд грн, в том числе за счет сокращения господдержки - 13,1 млрд, сокращения субвенций - 78,6 млрд, изменения системы движения финансовых потоков в пользу центрального бюджета и сокращения налоговой базы - 55,6 млрд.

Что касается последних двух показателей, речь идет о потенциале роста доходной части местных бюджетов, то есть о том, какими они могли бы быть, если бы государство: а) не забирало у них деньги; б) не сокращало налоговую базу местных бюджетов в пользу финансово-промышленных лоббистских групп.

Например, отмена зачисления в местные бюджеты части топливного акциза - это минус 7,7 млрд грн. Отказ от индексации нормативной денежной оценки - минус 30,1 млрд грн.

Что касается субвенций. Бюджет не учел рост количества новых ОТГ, в результате чего размер субвенции на формирование инфраструктуры общин сократится на 2,9 млрд грн (на одного сельского жителя составит 467 грн).

Образовательная субвенция была составлена лишь с учетом роста минимальной заработной платы, но включила в себя введенные Кабмином учительские надбавки, в том числе за количество учащихся и единоразовые выплаты "бедным" учителям. Щедрость правительства придется финансировать местным бюджетам в размере 27,5 млрд грн. А мы помним, что их налоговая база была существенно сокращена без формирования надлежащих компенсаторов.

Не полностью сформирована и медицинская субвенция - потери местных бюджетов составят 39 млрд грн.

Дополнительная дотация на содержание медицинской и образовательной инфраструктуры недофинансирована на 12,1 млрд грн.

Эпоха бедности на местах. Как Кабмин отобрал у регионов 147 миллиардов

 

Кроме этого есть масса других скрытых дефицитов: финансирование льгот на проезд (6 млрд грн), накопившиеся штрафы перед поставщиками энергоресурсов (7 млрд грн), компенсация разницы в коммунальных тарифах (19 млрд грн). Не говоря уже о том, что у местных бюджетов остались непогашенными ссуды на выполнение делегированных государством полномочий в размере 9 млрд грн.

С одной стороны, в данных расчетах мы видим желание местных бюджетов, условно говоря, "перетянуть одеяло на себя" - получить увеличенную налоговую базу, например по налогу на землю. С другой стороны, баланс справедливости явно нарушен. И нарушен именно по вине правительства. Новый Кабмин так и не смог предложить модель опережающего экономического роста, эффективные инструменты привлечения прямых иностранных инвестиций, а значит, распределение бюджетного пирога произойдет на старой базе макроэкономических прогнозов, в которых ВВП растет скромными темпами.

Даже более того. Новые министры неоднократно говорили о том, что прежняя власть умышленно скрывала колоссальные резервы роста бюджетных поступлений: на уровне ФПГ - с помощью агрессивного фискального планирования; в секторе теневой экономики - за счет сокрытия части налогооблагаемой базы и вывода капитала; на таможне - в формате сокрытия части товарных потоков по так называемым серым каналам. Все эти источники могли бы принести каждый не один десяток миллиардов гривень дополнительных бюджетных доходов. А что в итоге? Мы увидели рост доходов госбюджета всего на 80 млрд грн. Памятуя, что доходы бюджета-2019 были сверстаны на уровне более 1 трлн грн, и принимая в расчет плановый показатель инфляции на уровне 7%, получается, что весь номинальный рост доходной части составил всего 8,6%, в основном за счет инфляционного компонента. И никакого реального увеличения доходов на самом деле нет.

Единственный новый экономический смысл, который удалось "родить" правительству, - это доходы от планируемой легализации игорного бизнеса в размере 3 млрд грн. Гора тужилась, тужилась и родила бюджетную мышь. При этом правительство не придумало ничего лучше, чем обобрать местные бюджеты, возложив на них всю ответственность за провальную социальную и экономическую политику. А может, это осознанный политтехнологический ход? Учитывая, что местные выборы пройдут в 2020 г. и власть на них рискует проиграть, почему бы не дать оппозиции порулить на местах "дыркой от бублика"...

 

ТЕГИ

Курс НБУ на сьогодні
 
за
курс
uah
%
USD
1
41,2796
 0,0350
0,08
EUR
1
43,6532
 0,1855
0,43

Курс обміну валют на 15.11.24, 10:46
  куп. uah % прод. uah %
USD 40,9788  0,08 0,20 41,6023  0,08 0,18
EUR 43,3808  0,23 0,53 44,1500  0,26 0,58

Міжбанківський ринок на 15.11.24, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,2625  0,01 0,02 41,3000  0,01 0,02
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес