Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

«Зе-люстра», нарушает одно из основополагающих конституционных прав гражданина - быть избранным в органы представительной власти

23:06 12.07.2019 |

Політика

 Ігор Петренко / Depo.ua

Анонсированный президентом Украины Владимиром Зеленским законопроект №10444 о расширенной люстрации зарегистрирован, что дает возможность проанализировать его по существу. И сразу бросается в глаза, что несмотря на желание вычистить из власти всех "предшественников", из-под возможного удара выводят отдельных знаковых чиновников.

Политическую составляющую этого проекта и возможные последствия его гипотетического принятия Depo.ua анализировал вчера. Сейчас же посмотрим вблизи, о чем же идет речь.

Что за законопроект

Проект закона №10444 определен президентом как неотложный. Вчера он был получен Верховной Радой и в тот же день направлен на рассмотрение парламентского комитета по вопросам правовой политики и правосудия. Отныне эта инициатива открыта для ознакомления.

Владимир Зеленский предлагает внести изменения в действующий Закон Украины "Об очистке власти" образца 2014 года. А именно:

- Расширить действие люстрации лиц, занимающих выборные должности (народных депутатов Украины);

- Распространить действие запрета выполнять властные полномочия в течение 10 лет на лиц, занимавших такие должности:

* президента Украины,

* председателя Верховной Рады, первого заместителя и заместителя спикера,

* председателя и членов правительства,

* руководителей центральных органов исполнительной власти,

* глав Нацбанка, Антимонопольного комитета, Фонда госимущества, Госкомтелерадио, нацкомиссий, их заместителей,

* членов Высшего совета юстиции, Высшего совета правосудия, Высшей квалификационной комиссии судей Украины, Председателя Государственной судебной администрации Украины, его заместителя,

* судей (которые в рассмотрении дел и вынесенных решениях допустили нарушения Конвенции о защите прав человека),

* генпрокурора, глав СБУ, Службы внешней разведки, начальника Управления госохраны, руководителей налоговой и таможенной служб и их подразделений на местах,

* руководителей и заместителей руководителей территориальных органов силовых структур,

* секретаря Совбеза, его заместителей,

* Начальника Генерального штаба - Главнокомандующего Вооруженных Сил Украины,

* главы администрации президента, руководителей Госуправления делами, секретариата правительства, правительственного уполномоченного по вопросам антикоррупционной политики, их первого заместителя, заместителя,

* руководителей государственных предприятий оборонно-промышленного комплекса из сферы компетенции концерна "Укроборонпром" и некоторых других госпредприятий.

- Увеличить период, работа в течение которого на перечисленных должностях карается люстрацией, на время с 23 февраля 2014 года до 19 мая 2019 года. "Амнистия" - только тем, кто ушел с должности по собственному желанию.

Законопроект вносит изменения и в законы "О выборах Президента Украины" - (кандидат на этот пост будет подавать заявление о неприменении к нему люстрации), "О выборах народных депутатов Украины" (претенденты на мандат также будут подавать указанные заявления), "Об адвокатуре и адвокатской деятельности", "О местных выборах" (и здесь кандидатам предлагают подтвердить, есть ли у них основания быть люстрированными).

Как автор закона объясняет свою инициативу?

В сопроводительной записке, подписанной руководителем Офиса президента Андреем Богданом, люстрация названа "вопросом государственной безопасности". Необходимость расширения ее временных границ и категорий лиц, которые попадут под "гильотину", обусловлено необходимостью "прекращения в дальнейшем злоупотребления властью, своим служебным положением во время исполнения должностных обязанностей, избежания ответственности за действия, направленные на собственное обогащение".

Зато ничего не сказано о том, на основании каких аргументов Зеленский предлагает распространить люстрационную процедуру (изначально призванную вычистить из власти исключительно одиозных персонажей времен Януковича!) на людей, которые сели в руководящие кресла по результатам Революции Достоинства. То есть действие закона предлагают развернуть с точностью до наоборот: фактически против его инициаторов. Причем коснется это почти всех - неважно, это активный и продуктивный нардеп, министр, чиновник, который достиг результата в реформировании своей сферы, или "серая мышь", ставленник олигархов или фигурант уголовных дел. Был при власти во времена Порошенко - до свидания.

Но новая метла не выметет всех. Среди "жертв" новой волны "Зе-люстрации" странным образом нет отдельных должностных лиц: например, руководства Национального антикоррупционного бюро...

Зато упомянуты в законе начальник Генштаба Вооруженных сил Украины, руководители Совбеза. А если эти люди добились реальных успехов в командовании украинской армией и борьбе с оккупантами - их тоже подведут "под монастырь"? Или как раз это и является целью вдохновителей инициативы?

Не стоит исключать этого, учитывая возможные источники возникновения такой идеи. А рекомендацию распространить люстрацию на всех представителей постмайданной власти журналисты обнаружили в Телеграмм-канале бывшего заместителя главы президентской администрации Януковича Андрея Портнова. И проект он опубликовал еще 4 июля. Правда, текст отличается от президентского.

 

Это дало основания представителю президента в Верховной Раде Руслану Стефанчуку опровергать связь между идеей Портнова и быстрым появлением законопроекта Зеленского. Увидим, кто будет публичным провайдером этой инициативы.

Наконец, про саму процедуру принятия проекта закона. Его внесение в Раду в последний день пленарной работы нынешнего восьмого созыва - акт насколько символический, настолько и популистский, призванный ответить на запрос избирателей, многие из которых с радостью воспринимают лозунги "Долой" и "На кол" - без разницы, о ком идет речь.

Эта Рада никаких решений уже не будет принимать. А в следующую, которая будет избрана 21 июля, законопроект придется вносить заново. Но это было важно сделать именно сейчас, за девять дней до голосования. Рейтинги же "Слуги народа", говорят социологи, снижаются. Раньше они имели, согласно разным опросам, 47% поддержки. Сейчас же от 37 до 41%.

Относительно перспектив имплементации законопроекта №10444 важен и такой момент. Распространение люстрации на народных депутатов и продолжение этой идеи в виде запрета баллотироваться в депутаты всех уровней лицам, которые станут фигурантами "Зе-люстрации", нарушает одно из основополагающих конституционных прав гражданина - быть избранным в органы представительной власти. И уже по этой причине, даже если закон №10444 будет принят новым парламентом, его может признать недействительным Конституционный суд.

 

ТЕГИ

Курс НБУ на понеділок
 
за
курс
uah
%
USD
1
39,6015
 0,0687
0,17
EUR
1
42,4409
 0,0796
0,19

Курс обміну валют на сьогодні, 10:50
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,3800  0,01 0,04 39,9436  0,05 0,12
EUR 42,2168  0,05 0,11 42,9988  0,04 0,08

Міжбанківський ринок на сьогодні, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,5900  0,11 0,28 39,6100  0,11 0,28
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес