Фінансові новини
- |
- 05.12.25
- |
- 19:40
- |
-
RSS - |
- мапа сайту
Авторизация
Слезть с иглы. Как украинское самолетостроение избавляется от российской зависимости
08:11 06.03.2019 |

Аннексия Крыма и война на Донбассе стали серьезным стимулом для развития нашей оборонной промышленности. В том числе и авиационной, где несомненным лидером остается ГП "Антонов". Что, впрочем, и неудивительно - ведь это единственное предприятие советского авиапрома на территории Украины имело полный цикл производства авиационной техники - транспортных самолетов.
Мало того, в тяжелые годы развала Союза благодаря активной позиции на мировых рынках "антоновцам" удалось сохранить и кадры, и инфраструктуру. Поэтому начиная с весны 2014 г. государственное предприятие включилось в программу по поддержанию летной годности самолетов Ан-24, Ан-26, Ан-30, Ан-72, Ан-74, которые состоят на вооружении различных отечественных силовых структур. Параллельно начались работы по поэтапному увеличению ресурсов, сроков службы этих самолетов, а также вариантов их модернизации.
Однако в тоже время "Антонов" сильно пострадал из-за остановки сотрудничества с Российской Федерацией. Сразу несколько совместных перспективных проектов пришлось свернуть.
Речь идет прежде всего об Ан-70, Ан-178, которые находились в заключительной фазе. Однако, к сожалению, доля российских комплектующих в них оказалась довольно значительной. Например, в Ан-178 это фактически треть самолета, в том числе стойки шасси, вспомогательная силовая установка, почти вся авионика, гидравлика, управление.
Поэтому уже с 2014 г. перед киевскими конструкторами была поставлена задача - заместить российские детали и компоненты на аналогичные западные, отечественные и отчасти китайские. Однако надо понимать, что это огромный пласт работы, который требует не только участия "Антонова", но и огромного количества смежников, включая научные учреждения и производственников. И это на фоне того, что многие технологии еще советских времен утеряны, огромное старение рабочих кадров, полное отсутствие государственного заказа последние лет 25.
В итоге для того, чтобы выполнить даже элементарные по советским меркам работы требовались колоссальные усилия. Поэтому нет ничего удивительного, что кое-какие видимые результаты стали появляться только сейчас - после 4-5 лет напряженной работы.
Буквально на днях появились две весьма обнадеживающие новости от "Антонова". Прежде всего, было заявлено, что к концу текущего года должен появиться первый экземпляр пассажирского самолета Ан-158 с западной авионикой и оборудованием. Самолет может перевозить 89-99 пассажиров (в разных вариантах) и фактически является пассажирским вариант транспортного Ан-148 (ранее вообще назывался Ан-148-200) совместной российско-украинской разработкой.
Как указывается в официальном пресс-релизе, вся авионика российского производства будет заменена на канадскую от фирмы Esterline (стоит отметить, что фирма занимает довольно заметное место на рынке Канады и поставляет в числе прочего оборудование для американского истребителя пятого поколения F-35). Кроме того, западного производства будут системы дистанционного управления и управления механизацией крыла.
"Антоновцы" же освоят производство рампы, пилонов, части мотогондолы двигателя, номенклатуры механизации крыла, элеронов, закрылков - фактически всего то, что выпускалось в России.
Насколько такие планы реальны пока непонятно, но летные и сертификационные испытания обновленного (а фактически нового) самолета уже намечены на 2020 год.
Следующим в планах - работы импортозамещению деталей и механизмов военно-транспортного самолета Ан-178. Такой выбор выглядит несколько странным, так как логичнее было бы довести до ума Ан-148, имея к тому времени опыт модернизации Ан-158. Однако, видимо, так количество российских деталей в самолете превышает некую критическую черту.
И второй новостью последних дней от "Антонова" стал тот факт, что уже завершены предварительные работы по проекту модернизации парка Ан-124 "Руслан" путем замены российской авионики на западную. Заявлено, что первый самолет авиакомпании "Авиалинии Антонова" (единственного перевозчика в Украине, в парке которого есть эти самолеты) буде "приземлен" на модернизацию в середине 2019 г.
Снова-таки стоит отметить, что этот проект - результат сотрудничества с все той же канадской Esterline. Планируется также, что будут модернизированы все семь машин компании.
Отметим, что этот проект крайне важен для авиакомпании, которая задействована в серьезной программе стратегических авиаперевозок НАТО SALIS (Strategic Airlift Interim Solution, Временное решение по стратегическим воздушным перевозкам). Буквально в конце года было продлено соглашение, по которому 2 Ан-124-100 будут задействованы для перевозки грузов в интересах участников программы.
Таким образом, можно говорить, что стратегическое направление, которые выбрали "антоновцы" 5 лет назад реализуется - правда, не так быстро, как хотелось бы. Но нужно понимать всю сложность такого подхода - ведь это не просто переход от деталей и узлов одного производителя к другому. Это смена всей философии проектирования и работы - ведь не секрет, что западной и советское авиастроение прошли совсем разный путь и каждое было самобытным.
И вот теперь перед украинскими авиастроителями стоит непростая задача - имея советский задел, совершить качественный скачок, причем в условиях войны, когда россияне используют любые возможности, чтобы облить грязью украинцев не только внутри страны, но и особенно на мировом уровне. И при этом не гнушаются никакими средствами.
Тем не менее, "Антонов" не потерял за последний непростой период ни одного зарубежного контракта. Причем приходилось прибегать к крайне нестандартным методам - все-таки пока зависимость от российских производителей все еще очень велика. Но если все будет идти такими темпами, то это ненадолго.
ТЕГИ
ТОП-НОВИНИ
ПІДПИСКА НА НОВИНИ
Для підписки на розсилку новин введіть Вашу поштову адресу :


У розмові взяли участь президент Франції Емманюель Макрон, канцлер
Німеччини Фрідріх Мерц, голова Єврокомісії Урсула фон дер Ляєн та інші
лідери. 
Державна служба геології та надр України продала спеціальний дозвіл
на розробку Любинецької нафтогазової площі у Львівській області.
Верховна Рада не розглядатиме питання запровадження ПДВ для фізичних осіб-підприємців.
Європейська комісія в середу офіційно запропонувала внести Росію до
власного чорного списку країн з високим ризиком відмивання грошей і
фінансування терористичної діяльності.
Стабильное качество фарша — одно из ключевых условий для успешной кухни.
Независимо от формата заведения, будь то бистро или гастрономический
ресторан, консистенция, структура и свежесть мясной массы определяют
уровень блюда.
В Україні стартував оборонний збір на 1 млрд грн для захисту від "Шахедів". Про це повідомляє пресслужба Фонду Сергія Притули. Проєкт під назвою "Єдинозбір" проводиться фондом спільно з 412 бригадою Nemesis та Світовим Конґресом Українців.
Комітет Верховної Ради з питань бюджету схвалив законорпоєкт "Про державний бюджет на 2026 рік" до другого читання.
Міністр закордонних справ Норвегії Еспен Барт Ейде оголосив про рішення
уряду надати ще пів мільярда доларів на програму PURL, спрямовану на
фінансування американської зброї для ЗСУ.
Німеччина надасть додаткові $200 млн на ініціативу Prioritised Ukraine
Requirements List (PURL) щодо закупівлі американської зброї для України
та додатково виділить EUR25 млн до Комплексного пакету допомоги в рамках
Трастового фонду НАТО
Відповідні зміни закріплені постановою Кабінету міністрів №1555 "Деякі
питання підтримки мобільності громадян України в рамках ініціативи "3
000 кілометрів Україною" від 2 грудня, яка опублікована на урядовому
порталі.
Уряд Швеції оголосив про надання Україні нового пакета цивільної
допомоги на суму понад 1,1 млрд шведських крон (100 млн євро) для
задоволення найнагальніших потреб у відновленні та зміцненні стійкості
країни.
Україна пропонує власникам ВВП-варантів, випущених на номінальну суму $2
млрд 591,219 млн обміняти їх з коефіцієнтом 1,34 на нові амортизовані
єврооблігації України B із погашенням у 2030-32 роках та виплатити за
такий обмін грошову винагороду у розмірі до 7%, йдеться у пропозиції на
Ірландській фондовій біржі та у постанові Кабінету міністрів №1554 від 1
грудня.
Переговори між США та Україною в неділю були зосереджені на тому, де
буде пролягати фактичний кордон з Росією відповідно до мирної угоди,
повідомляє Axios з посиланням на українських чиновників.
У листопаді 2025 року український ринок нових авто продовжив зміщуватися в бік електромобілів.
Соціологи зіткнулися з новим ризиком, оскільки великі мовні моделі (LLM)
здатні видавати себе за людей і проходити стандартні перевірки якості.
Понад третину нових легкових автомобілів, проданих у світі цього року, виготовлено в КНР.
Усі інші проєкти відходять на другий план заради покращення ChatGPT.
Функція працює лише між абонентами, які збережені одне в одного в контактах і використовують стандартний додаток для дзвінків.
Xiaomi EV продовжує стрімко нарощувати свої позиції на ринку електромобілів
Samsung офіційно показала свій перший потрійний складаний смартфон -
Galaxy TriFold. Модель стане доступною в Кореї 12 грудня, а згодом вийде
на ринки Китаю, Тайваню, Сінгапуру та ОАЕ. У першому кварталі 2026 року
смартфон також має з'явитись в США.