Фінансові новини
- |
- 15.02.26
- |
- 04:30
- |
-
RSS - |
- мапа сайту
Авторизация
10 лет в ВТО: что получила и потеряла Украина
11:32 16.05.2018 |

10 лет назад Украина получила полноценное членство во Всемирной торговой организации.
Хороший повод задать себе ряд вопросов. В первую очередь - получили ли мы хоть какой-то позитив от вступления в ВТО?
Сложно обосновать это цифрами. Прошло 10 лет - и экспорт из Украины стал меньше в абсолютных цифрах в долларах, чем в 2008 году. Экспорт промышленной продукции существенно снизился.
Едва ли не единственный бум - экспорт зерновых. В 2007/2008 году мы экспортировали 4,4 млн тонн, а в прошлом сезоне - почти 44 млн тонн. Рост в 10 раз. Правда, сегодня этой цифры все скорее стесняются, потому что это признак нашей сырьевой ориентированности в мировой экономике.
Так ли уж на самом деле нам надо было вступать в ВТО?
Простого ответа на этот вопрос не существует просто потому, что прошедшее десятилетие было очень бурным для украинской экономики. По меньшей мере, два макрофинансовых шока - 2008-2009 и 2014-2015 годов. Девальвация валюты и ограничение торговли и движения капитала. Изменение отношений с ключевыми торговыми партнерами. Соглашение об ассоциации с ЕС, укрепившее наши торговые связи. Длительная торговая агрессия России, имевшая признаки системности с 2011 года (надеюсь, это будет доказано в делах против РФ, которые мы ведем в ВТО).
Наконец, агрессия со стороны РФ и физическая кража и уничтожение доли нашей экономики. В таких условиях говорить о линейном развитии торговли сложно.
Но все равно участие в ВТО стало для нас полезным.
За эти 10 лет мы перестали быть тенью УССР, которая зависит только от экспорта в страны бывшего Советского Союза. Сейчас география экспорта все больше расширяется и украинские компании за рубежом действуют все смелее. Это все признаки отношения к Украине как к цивилизованной торговой нации.
Конечно, больше всего этим воспользовались аграрии, ощутившие кураж в международной торговле. Это не только экспорт зерновых, но и предприятия животноводства, которые наращивает экспорт мяса птицы и молочной продукции.
Открытостью торговли воспользовались новые малые и средние компании.
Их доля в торговой статистике - совсем небольшая. Но истории о кожаных куртках для американских байкеров, сшитых в Виннице, изоленте из Бахмута в Германии и другие подобные случаи всегда вдохновляют. И доказывают, что украинский бизнес конкурентоспособен.
Пожалуй, единственный сектор, в отношении которого существует предубеждение, что вступление в ВТО скорее нанесло ему ущерб - это крупная промышленность, унаследованная от СССР. Но и здесь не все так однозначно плохо.
Металлургам вступление в ВТО дало новые инструменты борьбы против ограничений на экспорт их продукции во многие страны мира. Получение рыночного статуса в ЕС (достигнутое в контексте вступления в ВТО), отмена квот на экспорт, возможность обжаловать антидемпинговые меры - все это стало полезным в борьбе за место под солнцем на сложном глобальном рынке стали.
Но в целом именно промышленные производители жалуются на открытость украинской экономики. Странно, потому что пошлины на импорт промышленной продукции были ниже обязательств в рамках ВТО еще до вступления в организацию. Возможно, с единственным исключением - автомобили, но автомобилестроительная сага в истории украинской экономики - это отдельная тема.
Если и был риск от массированного импорта, то для аграрной продукции. Но здесь как раз все вышло наоборот.
Поэтому 10 лет в ВТО - лучшее доказательство того, что первопричиной успеха является не протекционизм и помощь государства (они, конечно же, могут быть полезными), но именно конкурентоспособность бизнеса.
ВТО также запустила колесо истории во внутренней государственной политике. Дискуссии о налогах и сборах в правительстве и парламенте теперь всегда коррелируются с тем, что можно и что нельзя делать в соответствии с правилами ВТО. Иногда это спасает наших экспортеров от бессмысленных ограничений.
Успехи в реформе ветеринарии и санитарии, благодаря которым мы открываем новые рынки для мяса и молока, берут свое начало с первой волны изменений в законодательство в этой сфере в 2005 году. Пусть даже нам понадобилось 10 лет, чтобы привести все в порядок, но теперь так приятно слышать, что мы продаем в ЕС больше 100 тыс. тонн мяса птицы и занимаем второе место в продаже на этом рынке сливочного масла. А также слышать новости об очередном открытом для нас рынке (на этой неделе это говядина и Турция).
Все эти изменения запустились, собственно, во время переговоров о вступлении в ВТО.
В нашей деятельности в рамках ВТО были и успехи, и скандалы. Не очень удачной была попытка пересмотреть условия вступления в соответствии со статьей XVIII ГАТТ. Неудачными - и ограничения на рынке автомобилей и проигранное дело Японии.
Но довольно неплохо - это месть ЕС за издевательства во время вступления в ВТО в виде давления на Черногорию. Хотя все и возмущались давлением на небольшую страну, но это был верный ход, чтобы доказать, что мы не будем просто послушными участниками в этой организации, а будем бороться за свои права.
Этот опыт нам пригодится, когда ЕС будет бороться за более благоприятные условия для вступления других балканских стран.
Откровенным провалом было политическое решение не особо вмешиваться в переговоры о вступлении в ВТО России.
И по инерции была потеряна возможность дожать Казахстан. Потому что это было в те времена, когда мы и чихнуть в ту сторону боялись. Теперь все проблемы, которые создают нам ЕАЭС и Россия, надо попытаться решить в ходе переговоров о вступлении в ВТО Беларуси. Это последний шанс урегулировать проблемные вопросы, и мы не можем им не воспользоваться.
ВТО стала очень хорошей площадкой для противостояния РФ.
Есть три иска против РФ, и есть надежда, что уже скоро арбитры признают, что РФ все-таки ограничивала системно импорт украинской продукции.
ВТО также дала нам возможность модернизировать торговлю в СНГ (соглашение 2011 года содержало много отсылок именно на право ВТО), заключить очень амбициозное Соглашение об ассоциации с ЕС, соглашение о свободной торговле с Канадой и дальше создавать новые возможности для экспорта.
Но главное - за это время и бизнес, и правительство поняли, что ВТО - это не организация, которая диктует правила, а место, где государства отстаивают свои интересы. И во время больших сражений, таких, которые затеял Трамп со своими пошлинами и санкциями, стоит быть внутри этой организации, иметь полноценный голос и активно его использовать.
Автор: Тарас Качка, заместитель исполнительного директора МФ "Відродження", в 2007-2011 годах - участник переговорной команды Украины по Соглашению об ассоциации
ТЕГИ
ТОП-НОВИНИ
ПІДПИСКА НА НОВИНИ
Для підписки на розсилку новин введіть Вашу поштову адресу :


Міністр оборони Британії Джон Гілі заявив, що під час засідання
Контактної групи з питань оборони України союзники пообіцяли Україні $35
млрд військової допомоги.
Норвегія та Франція домовилися про купівлю зброї
на загальну вартість понад 457 мільйонів доларів та її подальшу передачу
Україні.
Велика Британія приєднається до програми НАТО з закупівлі американської зброї для України
Британська компанія Hypersonica працює над ракетами, здатними маневрувати на швидкості понад п'ять швидкостей звуку.
Україна вже не отримала у 2025 році 3,7 мільярда євро пільгового
фінансування від ЄС за програмою Ukraine Facility, і може втратити ще
1,4 млрд євро за підсумками першого кварталу 2026 року.
В Україні стартував оборонний збір на 1 млрд грн для захисту від "Шахедів". Про це повідомляє пресслужба Фонду Сергія Притули. Проєкт під назвою "Єдинозбір" проводиться фондом спільно з 412 бригадою Nemesis та Світовим Конґресом Українців.
Чистый и ухоженный участок - мечта каждого владельца частного дома или
дачи. Но чтобы поддерживать порядок на улице, одних усилий и граблей
бывает недостаточно. Сегодня на помощь приходит современная техника,
которая значительно упрощает и ускоряет все работы по чистке и уходу.
Україна відкриває експорт дронів, повідомив президент Володимир
Зеленський під час спілкування з викладачами та студентами Київського
авіаційного інституту.
Мінфін України та Світовий банк підписали угоду про надання
грантового фінансування від Японії та Канади на загальну суму у майже
691 млн доларів США.
Згідно з її даними, порівняно з попереднім кварталом, з урахуванням
сезонного фактору, реальний ВВП збільшився на 0,7% з урахуванням
сезонного фактору, а квартал тому цей показник складав 0,8%.
Рада ЄС у середу, 4 лютого, узгодила свою позицію щодо правової бази для
імплементації угоди Європейської Ради про надання Україні кредиту в
розмірі 90 мільярдів євро на 2026-2027 роки.
У США по бойовому випробували крилату ракету Rusty Dagger для України, створену за програмою ERAM.
Невиконані за підсумками 2025 року 15 індикаторів плану в рамках
програми Ukraine Facility можуть коштувати Україні близько EUR4 млрд,
йдеться у презентації консорціуму RRR4U (Resilience, Reconstruction and
Relief for Ukraine).
Кабмін спростив ввезення до України літій-іонних акумуляторів. Про це повідомила пресслужба Мінекономіки.
Samsung ще не представила лінійку Galaxy S26, а в мережі вже
з'явилася цікава інформація про флагман наступного покоління - Galaxy
S27 Ultra.
Китайські дослідники за допомогою лазерів успішно заплутали між собою
атоми на відстані 11 км у згорнутій оптоволоконній мережі.
AnTuTu опублікував щомісячний рейтинг найпродуктивніших
Android-смартфонів, у якому спостерігаються кілька цікавих змін, але
лідер вже четвертий місяць поспіль залишається колишнім.
YouTube оголосив
про повноцінний запуск функції автоматичного дубляжу відео на основі
штучного інтелекту, яка тепер доступна для всіх авторів та підтримує 27
мов, серед яких є і українська.
Ілон Маск став першою людиною в історії зі статками понад $850 млрд
після угоди між SpaceX та xAI. За оцінками Forbes, злиття ракетобудівної
компанії з бізнесом Маска у сфері штучного інтелекту та соціальних
медіа збільшило його капітал на $84 млрд - до рекордних $852 млрд.
Intel має намір знову вийти на ринок пам'яті, уклавши партнерство з дочірньою компанією SoftBank - Saimemory.
Акції технологічних та софтверних компаній обвалилися на тлі побоювань,
що розвиток штучного інтелекту (ШІ) витіснить бізнес-моделі традиційних
розробників програмного забезпечення (ПЗ).