Фінансові новини
- |
- 11.12.25
- |
- 19:58
- |
-
RSS - |
- мапа сайту
Авторизация
![]() | |
|
"Є лише один шлях, щоб уникнути критики: нічого не робити, нічого не говорити і бути ніким" Арістотель |
К чему может привести снижение портовых сборов
15:53 12.09.2017 |

Кабинет министров снизил основные
портовые сборы до 20-75%. Опрошенные РБК-Украина эксперты позитивно
оценивают этот шаг правительства, поскольку считают, что это приведет к
снижению затрат на поставку украинских товаров на внешние рынки. Но даже
после этого решения Кабмина портовые сборы в Украине будут выше, чем в
портах-конкурентах. Это не позволит рассчитывать на резкий рост
перевалки через наши порты, в частности, транзитных товаров.
Ставки на понижение
В среду, 6 сентября, Кабинет министров своим постановлением поручил Министерству инфраструктуры совместно с несколькими другими ведомствами в двухмесячный срок предпринять меры по снижению до 20% основных портовых сборов с 1 января следующего года. В частности, будут снижены корабельный, канальный, маячный, санитарный, якорный, причальный и административный портовые сборы.
По словам руководителя отдела стратегического планирования и развития Администрации морских портов Украины (АМПУ) Владимира Шемаева, своим решением правительство также обязало в двухмесячный срок снизить портовые сборы, которые платят судовые агенты по поручению судовладельцев за пользование портовой инфраструктурой, в частности, акваторией, каналами постановкой на причал и т.д.
"Эти сборы необходимы АМПУ для того, чтобы поддерживать в хорошем состоянии причалы, акваторию и другие стратегические объекты портовой инфраструктуры, а также заниматься их развитием, - рассказывает Владимир Шемаев. - В Украине объективно эти сборы выше, нежели в соседних странах, к примеру, в Болгарии, Румынии, Турции, что негативно влияет на привлекательность перевалки через украинские порты, к примеру, транзитных грузов, а также на себестоимость украинских товаров на мировых рынках. Ведь, в конечном счете, затраты на уплату портовых сборов ложатся в цену перевозимой продукции".
Но снижение портовых сборов может негативно сказаться на бюджете АМПУ. В финплане на 2017 год запланированы поступления в 5,3 млрд гривен от портовых сборов. Таким образом, АМПУ в 2018 году в случае 20-процентного снижения портовых сборов, администрация портов недополучит 1,06 млрд гривен. Чтобы этого избежать, правительство этим же постановлением снизило с 2018 года отчисление доли чистой прибыли в госбюджет для АМПУ с 75% до 50%. Документ принят с условием однодневного согласования с Министерством финансов.
По словам Владимира Шемаева, в случае снижения ставок портовых сборов без сокращения нормы отчислений до 50% у АМПУ не хватало бы средств на капитальные инвестиции, в том числе для реализации инвестиционных обязательств в рамках совместных проектов с частными инвесторами.
Но в случае снижения нормы отчисления с 75% до 50% государство может недополучить в госбюджет от администрации портов около 0,8 млрд гривен. В 2017 году АМПУ планирует получить 3,2 млрд гривен чистой прибыли, из которых 2,4 млрд гривен, или 75%, обязано перечислить в госбюджет. В случае сохранения таких плановых показателей в 2018 году и 20%-ого снижения портовых сборов, АМПУ обязана будет перечислить в госбюджет около 1,6 млрд гривен, то есть на 0,8 млрд гривен меньше, чем в 2017 году.
В свою очередь, по словам Владимира Шемаева, государство недополученный доход в госбюджет от снижения портовых сборов планирует компенсировать в течение двух-трех лет за счет роста грузооборота.
Помимо того, в среду, 6 сентября, Кабмин еще одним своим распоряжением снизил портовые сборы на 75% ставки портовых сборов на нефтеналивные суда, которые осуществляют перевозку транзитной нефти с использованием морского нефтетерминала "Пивденный".
Опрошенные РБК-Украина эксперты позитивно отзываются об инициативе правительства, указывая на то, что это приведет к снижению затрат на перевозку экспортных украинских грузов. В свою очередь это позитивно скажется на заработках отечественных производителей. Кроме того, следует ожидать снижения цен на импортируемые товары, в частности, уголь.
Так, советник по экономической политике проекта IFC "Реформирование инвестиционного климата Украины" Олег Нивьевский говорит, что в результате снижения портовых сборов стоимость судозахода в украинские порты снизится на эту же величину. "К примеру, стоимость судозахода судна типа Panamax (крупное судно водоизмещением примерно 65 тыс. тонн, - ред.), которым часто возится зерно из украинских портов, может достигать 300 тыс. долларов. После уменьшения портовых сборов на 20% он снизится на 60 тыс. долларов", - отмечает Олег Нивьевский.
По его словам, экономия на портовых сборах приведет к повышению цен закупочных цен на зерно для отечественных сельхозпроизводителей. "Но это снижение будет очень незначительным. К примеру, в цене зерна доля портовых сборов составляет 2-4 доллара. При нынешней средней цене в 150 долларов экономия после снижения портовых сборов составит около 0,4-0,8 доллара, - отмечает Олег Нивьевский. - Эта экономия дополнительно распределится между трейдерами и производителями зерна. Поскольку в зерновом трейдинге конкуренция существенная, то есть основания предположить, что вся эта экономия попадет к производителям".
По подсчетам советника IFC, если учесть, что в прошлом маркетинговом году было экспортировано более 40 млн тонн зерна, то сельхозпроизводители получат 16-32 млн долларов дополнительного дохода, что в свою очередь может быть инвестировано в производство и дальше в дополнительный грузопоток для портов.
Но эксперты обращают внимание, что 20-процентного снижения недостаточно для того, чтобы кардинально повлиять на рост конкурентоспособности украинских товаров на мировых рынках.
"Стоимость судозахода в украинский порт Южный более чем в четыре раза больше, чем в среднем в Черном море и в 4,5 раза больше, чем у портов-конкурентов (австралийский Хей Поинт, канадский Ванкувер, бразильский Тубарао). Мало того, в Украине наибольшее количество видов сборов среди портов - конкурентов и по сравнению со странами-соседями в Черном море, - рассказал РБК-Украина консультант "Центра транспортных стратегий" Андрей Исаев. - Например, в порту Тубарао, который является конкурентом украинских портов по экспорту железорудного сырья, - всего два вида сборов. Если это перевести в стоимость транспортировки одной тонны продукции, то украинские экспортеры из-за высокой стоимости судозахода платят на 1-1,5 доллара за тонну больше, чем бразильские". По его словам, уменьшения сборов на 20% недостаточно. "После снижения наши портовые сборы все равно будут выше на 0,6-0,8 долларов за тонну железорудного сырья", - уточнил Исаев.
Вместе с тем, снижение портовых сборов может позитивно повлиять на стоимость импортируемой продукции, в частности, уголь. "За счет этого шага Украина вряд ли сможет закупать больше иностранного угля, но это позволит немного снизить цену на него. Ведь она включает в себя стоимость самого угля плюс расходы на фрахт судна, в который входят портовые сборы. Чем они меньше, тем меньше стоимость перевозки. Благодаря снижению портовых сборов одна тонна импортируемого угля может снизиться примерно на 0,5%", - считает бывший член НКРЭКУ, эксперт Андрей Герус.
Вместе с тем, снижение портовых сборов может позитивно повлиять на стоимость импортируемой продукции, в частности, уголь. "За счет этого шага Украина вряд ли сможет закупать больше иностранного угля, но это позволит немного снизить цену на него. Ведь она включает в себя стоимость самого угля плюс расходы на фрахт судна, в который входят портовые сборы. Чем они меньше, тем меньше стоимость перевозки. Благодаря снижению портовых сборов одна тонна импортируемого угля может снизиться примерно на 0,5%", - считает бывший член НКРЭКУ, эксперт Андрей Герус.
Но снижение ставок сборов вряд ли повлияет на значительный рост транзита через украинские порты. "Привлекательность портов вырастет, однако рассчитывать на ощутимый рост транзита я бы не стал", - говорит Андрей Исаев. Подобного мнения придерживается и Олег Нивьевский: "Трудно сказать окажет ли снижение на 20% портовых сборов влияние на рост транзита через украинские порты. Даже после снижения портовых сборов в украинских портах они будут выше, нежели в соседних странах, с которыми мы конкурируем за транзитные грузы".
В то же время запоздалыми называют эксперты скидки, введенные для нефтеналивных судов. "Эти скидки нужны были еще в прошлом году, когда во время белорусско-российского нефтяного кризиса Азербайджан планировал поставлять нефть для Беларуси через порт "Южный". Во время прошлогоднего визита Петра Порошенко в эту страну руководство Азербайджана просило Украину о введении таких скидок. Если бы тогда Украина ввела эти льготы, мы могли бы рассчитывать на то, чтобы закрепиться в этом сегменте белорусского нефтяного рынка в статусе транзитера нефти", - считает директор консалтинговой группы "А-95" (Киев) Сергей Куюн.
ТЕГИ
ТОП-НОВИНИ
ПІДПИСКА НА НОВИНИ
Для підписки на розсилку новин введіть Вашу поштову адресу :
ПРЕС-РЕЛІЗИ
ПОПУЛЯРНІ СТАТТІ
| Лідери Європи радять Зеленському не погоджуватися на вимоги РФ без гарантій безпеки з боку США – WSJ |


Представники України і США провели першу зустріч групи, яка працюватиме
над документом щодо економічного відновлення. Зокрема, в них взяли
участь Володимир Зеленський і гендиректор інвесткомпанії BlackRock.
Постпреди країн-членів Євросоюзу дали згоду на поетапну відмову від
імпорту газу з РФ до кінця 2027 року. Для набрання чинності закону його
ще має схвалити Європарламент.
Євросоюз хоче якнайшвидше завершити створення спецтрибуналу щодо
злочину агресії проти України, який стосується наказу володаря Кремля
Владіміра Путіна напасти на Україну.
Володимир Зеленський є демократично обраним президентом України, а
наступні президентські вибори мають відбутися, коли цього дозволять
умови.
"Україна та члени Спеціального комітету досягли згоди щодо умов
Пропозиції (щодо обміну) та умов Нових цінних паперів, а Спеціальний
комітет підтвердив свою підтримку умов зміненого та переглянутої
Пропозиції", - йдеться в біржовому повідомлені України у вівторок.
Стабильное качество фарша — одно из ключевых условий для успешной кухни.
Независимо от формата заведения, будь то бистро или гастрономический
ресторан, консистенция, структура и свежесть мясной массы определяют
уровень блюда.
В Україні стартував оборонний збір на 1 млрд грн для захисту від "Шахедів". Про це повідомляє пресслужба Фонду Сергія Притули. Проєкт під назвою "Єдинозбір" проводиться фондом спільно з 412 бригадою Nemesis та Світовим Конґресом Українців.
Про це він сказав під час спілкування з пресою на заході Центру
виконавських мистецтв імені Джона Ф. Кеннеді у Вашингтоні ввечері 7
грудня, цитує "Європейська правда".
Уряд Нідерландів, що йде у відставку, виділяє додаткові 700 мільйонів євро на підтримку України на наступний рік.
Європейський Союз і країни G7 ведуть переговори про заміну "стелі" цін
на російську нафти повною забороною доступу РФ до морських послуг з
метою зменшення доходів від енергоносіїв, які дозволяють Кремлю
фінансувати війну проти України.
У розмові взяли участь президент Франції Емманюель Макрон, канцлер
Німеччини Фрідріх Мерц, голова Єврокомісії Урсула фон дер Ляєн та інші
лідери. 
Державна служба геології та надр України продала спеціальний дозвіл
на розробку Любинецької нафтогазової площі у Львівській області.
Верховна Рада не розглядатиме питання запровадження ПДВ для фізичних осіб-підприємців.
Віцепрезидентка Європейської комісії Тереза Рібера заявила, що
Європейський Союз не піддасться тиску з боку США щодо контролю над
компаніями Кремнієвої долини.
Китайські виробники смартфонів активізували зусилля, щоб переманити
користувачів Apple, поки компанія постала перед труднощами у запуску
функцій штучного інтелекту в Китаї.
Європейський Союз почав антимонопольне розслідування проти Google
через використання онлайн-контенту для штучного інтелекту, пише CNBC.
Сумарний обсяг сегмента легкових електромобілів за підсумками
листопада становить 13,5 тис., що на 2,3% менше, ніж було у жовтні але
на 143,8% більше відносно показників листопада-2024.
Сполучені Штати дозволять Nvidia (NVDA.O) експортувати процесори H200,
які є другими за потужністю чипами штучного інтелекту. Ці чипи
відправлятимуться до Китаю, а з таких продажів стягуватиметься 25% мита.
Продукти на основі штучного інтелекту компанії OpenAI економлять
працівникам у середньому від 40 до 60 хвилин на день на виконанні
професійних завдань.
Компанії Google та Apple об'єднали зусилля для покращення процесу
переходу між мобільними платформами. В останній тестовій збірці Canary
помітили нову функцію, яка має спростити передачу даних між Android і
iOS під час першого налаштування пристрою.