Фінансові новини
- |
- 19.11.24
- |
- 19:47
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
Чем Нацбанку не нравится финансовая полиция
13:17 14.03.2013 |
Регулятор предлагает убрать норму законопроекта, которая позволяет новой госструктуре по письменному требованию получать от банков информацию и документы об операциях, счетах, вкладах и договорах с контрагентами.
В распоряжении Forbes оказалось письмо за подписью первого заместителя председателя НБУ Бориса Приходько, адресованное первому вице-премьер-министру Сергею Арбузову с замечаниями к законопроекту «О Службе финансовых расследований Украины (финансовой полиции)».
Как следует из документа, Нацбанк провел экспертизу этого документа по поручению премьер-министра Николая Азарова. Банковский регулятор считает, что законопроект требует существенной доработки. «В то же время сообщаем о готовности рассмотреть доработанный проект закона в случае его поступления в НБУ в установленном порядке», - говорится в письме.
Как сообщал Forbes, вышеуказанным законопроектом предлагается поручить борьбу с экономическими преступлениями отдельному силовому органу со специальным статусом и беспрецедентными полномочиями, который будет подчиняться непосредственно Виктору Януковичу.
Он возьмет на себя функции борьбы со всеми правонарушениями против экономических интересов государства, рассредоточенными сегодня между шестью разными структурами (которые будут ликвидированы): налоговой милицией в составе Министерства доходов, управлениями по борьбе с экономической и организованной преступностью МВД, отделом контрразведывательной защиты экономики СБУ, борьбы с контрабандой таможни и Государственной финансовой инспекцией Украины.
Первый замглавы НБУ в своем письме сообщает о наличии в проекте закона массы неточностей и оплошностей. К примеру, авторы документа предполагают, что финполиция будет бороться «с правонарушениями в финансовой деятельности». Но «финансовая деятельность» - понятие очень широкое. «Например, в подзаконных актах она определяется как деятельность, приводящая к изменению размера и состава собственного капитала и обязательств. Это практически любая деятельность», - поясняет банковский эксперт Виктория Страхова.
По словам управляющего партнера адвокатской компании «Соколовский и партнеры» Владислава Соколовского, законопроект будет входить в противоречие с большим количеством законов: Гражданским, Хозяйственным, Налоговым, Уголовным процессуальным кодексами и многими другими.
Эксперты отмечают, что организаций с подобным набором прав и полномочий почти нет нигде в зарубежной практике. «Из известных примеров - Италия, где похожая структура была создана для борьбы с мафией, но там финполиция коррумпирована насквозь. Так что это очень неудачный пример. В СНГ нечто похожее есть только в Казахстане», - рассказывает владелец консалтинговой компании Honest & Brigh Ltd Ярослав Ломакин.
В свою очередь член совета НБУ Василий Горбаль приветствует создание единого органа, который бы занимался всеми преступлениями в экономической сфере, но только после искоренения коррупции, для чего у сотрудников ведомства должна быть соответствующая мотивация. «Меня пугает кадровый вопрос. Мне кажется, много людей, которые были специалистами в финансовой сфере и работали в силовых структурах, покинули службу», - говорит Горбаль.
Какие оплошности в законопроекте выявил НБУ
1. Должностным лицам Службы предоставляется право проверять денежные и бухгалтерские документы. Однако в законодательстве Украины отсутствует определение термина «денежные документы».
2. Проект закона не содержит перечня оснований для проведения проверок предприятий, учреждений и организаций и возможности обжалования таких действий.
3. Служба должна контролировать проведение внутренней контрольно-ревизионной работы в структуре министерств, других центральных органов исполнительной власти. Но в проекте закона не прописан порядок осуществления такого контроля.
4. Служба будет выявлять причины и условия, которые способствовали совершению преступлений в сфере финансовой деятельности. В том числе налоговых и правонарушений относительно доходов субъектов хозяйствования. В то же время в соответствии со статьей 18 Уголовного кодекса Украины субъектом преступления может быть только физическое лицо.
5. Служба будет иметь полномочия на использование мер воздействия за нарушение бюджетного законодательства. Однако не определен ни круг объектов относительно, которых Служба уполномочена применять такие меры воздействия ни виды таких санкций.
6. К основным заданиям Службы финансовых расследований относится проведение финансового контроля над исполнением законодательства в сфере государственных закупок, использованием и хранением государственных финансовых ресурсов. Однако в тексте проекта закона не дается разъяснение термина «финансовый контроль».
7. Одной из основных функций Службы должно стать осуществление мониторинга сомнительных операций и противодействие незаконным международным финансовым трансакциям. Но в документе и законодательстве отсутствует определение «сомнительных операций».
8. Нацбанк также просит исключить слово «банки» из пункта 8 части первой статьи 9 законопроекта. Таким образом, Служба не сможет по письменному требованию получать от банков информацию и документы об операциях, счетах, вкладах и договорах с контрагентами.
Алексей Комаха
|
|
ТЕГИ
ТОП-НОВИНИ
ПІДПИСКА НА НОВИНИ
Для підписки на розсилку новин введіть Вашу поштову адресу :