Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

8 проблем, которые Азаров создал себе сам

09:53 14.12.2012 |

Економіка

Те, кто когда-либо работал с Николаем Азаровым, знают: Азаров - премьер последней каденции и Азаров - министр финансов - это два разных человека. Сейчас, судя по всему, мы увидим «третьего», нового Николая Азарова, которого в Украине еще не встречали.

Причины для этого есть - ведь в новой каденции премьер-министра Николай Азаров столкнется с условиями, в которых еще никогда не работал. Ему придется работать в период жесткого кризиса. Ведь даже на должность премьер-министра в марте 2010 г. он пришел не во время, а уже после глубокого кризиса, в условиях, когда рост экономики наблюдался уже в течение одного квартала.

Этот кризис - первое и основное, что передал новому премьеру Азарову его «попередник». Что еще досталось ему в наследство?

1. Пустой бюджет

Сейчас, после принятия госбюджета на 2013 г., все эксперты взялись анализировать его. Но как по мне, куда более важна - и интересна для страны - ситуация с бюджетом 2012 г. И тем наследием, которое его выполнение оставляет на следующий год.

Чтобы выполнить бюджет на 2012-й, за декабрь Кабмину нужно собрать в казну 65 млрд грн. В декабре 2011-го Кабмин смог собрать лишь 30 млрд грн. В ноябре 2012 г. - 32 млрд грн. Самый оптимистичный прогноз по сборам на декабрь 2012-го - 35 млрд грн.

Но что такое закон о бюджете? По большому счету, это закон о расходах. Доходы определяет не столько бюджет, сколько налоговое законодательство и другие законы. Задача же Кабмина и Верховной рады в бюджете - посчитать, какое количество расходов может себе позволить страна в следующем году.

Ситуация с выполнением бюджета 2012 г. создает первую серьезную проблему для нового Кабмина Азарова - он не сможет профинансировать определенное количество расходов, по которым были взяты обязательства в этом году. А это значит, что придется влезть в кассу бюджета следующего года - плюс к тому дефициту в 50,4 млрд грн., которые уже заложены в госбюджет-2013.

Конечно, Кабмин может просто запретить переносить обязательства на следующий год, или влезть долги и профинансировать эти расходы за счет новых займов. Сделать это можно двумя способами. Первый - открытый и публичный - это рынок заимствований. Второй, не совсем честный, это использование для расчетов средств местных бюджетов, находящихся на счетах государственного казначейства, как и делается в последние месяцы. Но ведь и эти долги все равно нужно будет отдавать.

2. Социальное напряжение

Невыполнение бюджета и его расходов - это всегда удар по конкретным людям, и в том числе избирателям. Ведь это - задержки по выплате зарплат бюджетникам, платежей компаниям, которые выполняют работы и, в свою очередь, платят зарплаты и т.д. А это - неизбежный рост социального напряжения, которое происходит уже сейчас, и будет нарастать дальше.

3. Нулевой рост экономики

Если бы в следующем году наблюдался экономический рост, это, возможно, частично помогло бы перекрыть проблемы нынешнего года. Но роста нет, и в следующем году не будет. Это косвенно признало и само правительство - составляя бюджет, оно фактически заложило в нем рост экономики в размере -0,3%. Тот рост, который правительство заложило формально - +3,4% - это публичная цифра, которая кроме рекламных целей не означает ничего.

Как так?

В нынешнем году доходы бюджета составят максимум 345 млрд грн. Доходы следующего года - это 361,5 млрд грн. Выходит, рост доходов бюджета на 4,7% будет даже меньшим, чем размер запланированной инфляции (4.9%). Но это значит, что либо ВВП не будет расти, либо доля ВВП, которая распределяется через госбюджет (в Украине она составляет около 25%), снизится. Во второе я не верю. Выходит, единственная причина для роста экономики - инфляция.

4. Высокая инфляция

По результатам 11 месяцев 2012 г. в Украине наблюдается дефляция 0,4%. Сохранится ли она в следующем году? Если Кабмин и Нацбанк попытаются решить проблему «остуживания» экономики - уверен, что нет. Инфляция в следующем году будет значительно выше, чем заложенные 4,9%. Думаю, она составит 9-10%.

Почему? Все довольно просто. Последние полтора года власть в Украине сознательно тормозила экономическое развитие. Политика НБУ сводилась к тому, чтобы уменьшить ликвидность и тем самым удержать курс гривны и инфляцию. Но охлаждая рынок валютный, они охладили и рынок кредитный. Стоимость кредитных ресурсов в Украине сейчас не ниже 25-27%. В условиях отсутствия инфляции никакая экономика не выдержит подобных процентных ставок. Финансировать любые инвестиционные проекты оказалось нельзя. И экономика начала остывать.

Недавно Национальный банк заявил, что в следующем году направит 72 млрд грн. за счет ресурсов НБУ на целевое рефинансирование коммерческих банков для кредитования проектов реального сектора экономики. Это - очень правильный, хоть и очень запоздалый шаг.

Но в результате на рынке появится дополнительный инвестиционный ресурс. И даже с учетом того, что он пойдет на финансирование долгоиграющих проектов, через оплату зарплаты, закупку материалов и другие расходы эти деньги попадут в экономику. А это приведет к росту - сначала спроса, а потом и предложения в экономике. Что на фоне роста ликвидности приведет к росту инфляции.

5. Снижение реальной заработной платы

Ее снижение - неизбежное следствие остывания экономики и падения темпов производства. Пока общую статистическую картину поддерживает бюджет - его расходы на учителей, врачей, военных и т.д. Но в следующем году ситуация с социальными расходами из бюджета будет принципиально иной.

Их размер отталкивается от минимальной зарплаты и минимального уровня жизни, которые закладываются в бюджете. А их рост на следующий год, до декабря 2013 г., составит лишь 1,1% (второе повышение соцстандартов, на 3-4%, произойдет только в декабре 2013-го).

Выходит, 11 из 12 месяцев бюджетники будут жить в ситуации, когда их доходы по отношению к 2012 г. увеличатся лишь на 1%. Инфляция за тот же период должна вырасти на 4,9% (причем это - плановая, реальная составит 9-10%). Выходит, в бюджетной сфере произойдет уменьшение реальных доходов населения на 3-4%. На фоне задержек социальных выплат это создаст большую проблему новому составу правительства.

6. Отсутствие средств для финансирования бюджета

Еще одна проблема - финансирование дефицита бюджета. Ведь 50,4 млрд грн. - это лишь официальный дефицит, показанный в госбюджете. Реальный же его размер, с учетом финансирования НАК «Нафтогаз», Ощадбанка и других государственных компаний за счет выпуска ОВГЗ, больше - 65,1 млрд грн.

Покрывать дефицит Кабмин планирует за счет приватизации и заимствований. Но в условиях охлаждения мировой экономики и плохого бизнес-климата инвестировать в приватизационные процессы инвесторы не решатся.

Возникнут проблемы и с госзаймами. После того как бюджет был принят Радой, все рейтинговые агентства пересмотрели свои оценки платежеспособности Киева в сторону ухудшения. Это значит, что стоимость ресурсов на рынках для Украины автоматически вырастет. Взять деньги она могла бы у стран-партнеров - к примеру, финансовую помощь ей обещали Еврокомиссия и США. Но - лишь при условии сотрудничества с Международным валютным фондом.

А договора с Фондом, очевидно, не будет. Внутренний рынок также не спасет - он уже сейчас перенасыщен долговыми государственными инструментами. Единственным, кто сможет выйти на этот рынок, будет Национальный банк. Но массово скупать гособлигации он не сможет - иначе просто сорвет ситуацию на кредитно-финансовом валютном рынке.

Поэтому правительству придется договариваться о решении долговых проблем на политическом уровне. С кем? Если МВФ, ЕС и США не помогут - остается одна Россия.

7. Украина на крючке у России

Следующее «наследство» - обязательства НАК «Нафтогаз». Согласно газовому договору с Россией, НАК обязался выкупать у «Газпрома» определенный объем газа. Сейчас «Нафтогаз» не выкупает этот объем. В результате над ним нависает угроза штрафных санкций на весь объем не выкупленного газа.

И даже если Киев сможет договориться с «Газпромом», тот, скорее всего, оставит себе право оштрафовать Украину на «черный день». Не говоря уже о том, что НАК, не импортируя газ в достаточных объемах, использует газ из подземных хранилищ. Следовательно, в новый сезон страна войдет с пустыми запасами и потенциальной угрозой штрафных санкций за недобор газа.

8. Народные депутаты

При прошлом составе Кабмина Рада утвердила новый закон о выборах и ввела смешанную систему голосования. В результате, в новый созыв Верховной Рады вошли 225 мажоритарщиков - с которыми нужно будет работать, убеждать голосовать, а за это - помогать им воплощать в жизнь их предвыборные обещания на местах. С учетом того, что они - мажоритарщики, им, кроме личных меркантильных интересов, нужен будет ресурс для своих округов.

Но даже без мажоритарщиков Кабмин не мог сдержать неадекватный рост расходов (и неподтвержденных доходов) бюджета. В первоначальной версии бюджета на 2012 г. его доходы должны были составлять 361,8 млрд грн. Но в нынешнем году бюджет пересматривали 37 раз, в результате увеличив его на 13 млрд грн. Теперь попытки пересмотреть бюджет будут случаться намного чаще.

Правда, в отличие от 2012-го, в следующем году возможность для роста доходов бюджета за счет выплаты налога на прибыль авансом, неуплаты НДС и т.д. исчерпана полностью. В итоге в Украине остался лишь один слой бизнесменов, способных увеличивать налоговые поступления - это крупнейший бизнес. То есть украинские олигархи. Позволят ли они сдирать с себя еще больше налогов? Очень сомневаюсь. А, значит, в следующем году Украину ожидает, по сути, война между бизнесом и налоговой.

Как следствие, основная перспектива следующего года, доставшаяся от «попередников», решить что более приемлемо: воевать не на жизнь с олигархами либо... сдаваться России.

Игорь Уманский
экс-замминистра финансов Украины

За матеріалами: Forbes.ua
 

ТЕГИ

Курс НБУ на завтра
 
за
курс
uah
%
USD
1
39,4272
 0,0033
0,01
EUR
1
42,7549
 0,0903
0,21

Курс обміну валют на 17.05.24, 10:16
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,3239  0,12 0,30 39,8843  0,10 0,26
EUR 42,6348  0,06 0,13 43,3461  0,13 0,30

Міжбанківський ринок на 17.05.24, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,3900  0,10 0,25 39,4250  0,09 0,22
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес