Фінансові новини
- |
- 05.11.24
- |
- 03:18
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
Палата номер два
17:28 02.07.2007 |
Не успели депутаты мятежной Верховной Рады отправиться в отпуск, как Президент Украины уже призвал народ активно включиться во всеукраинское перемывание косточек украинского парламента. Дабы уже в ближайшее время выстроить их по "четкой и сбалансированной системе" на тематическом референдуме.
Как именно будет выглядеть президентская редакция "концептуальных основ" Конституции, говорить пока рано. Ясно одно: сказанного Виктором Ющенко оказалось достаточно для того, чтобы основательно подпортить отдых народным избранникам, а спикера Мороза - вообще лишить покоя. Впрочем, лидер социалистов вряд ли будет за это в обиде. Ибо отныне любимая (и практически единственная на сегодняшний день) идеологическая "фишка" под кодовым названием "Ющенко - узурпатор" наполняется более - менее конкретным смыслом. Что, в свою очередь, позволит СПУ сделать свою избирательную кампанию сколько - нибудь содержательной. Более того - успешной.
В самом деле, теперь "коалициантам" есть с чем бороться. Сейчас только ленивый не говорит о том, что президентские инициативы (по крайней мере, в части, касающейся Рады) практически слово в слово повторяют темы знаменитого референдума Кучмы - 2000: ограничение депутатской неприкосновенности, сокращение количества парламентариев и введение двухпалатной системы. Более того, в "списке Ющенко" фигурирует уменьшение срока полномочий ВР. До этого, кажется, не додумался даже Леонид Данилович:
Очевидно, что все эти предложения Виктора Андреевича, если и направлены на "усиление основ парламентаризма", то не в Верховной Раде, а в президентском Секретариате. Идеологическая (не путать с политической) аргументация каждого из этих пунктов весьма сомнительна, а местами и вовсе не выдерживает никакой критики. В особенности это касается учреждения второй палаты в парламенте.
Начнем с того, зачем Украине как унитарному государству собственный аналог британской Палаты лордов, если двухпалатные парламенты обычно действуют в странах с федеративным устройством? Для материализации призрака сепаратизма, который и без того бродит по Украине перед каждыми выборами? Или для "укрепления представительства регионов в законодательном органе", как утверждает сам Ющенко?
Скорее первое, чем второе. Реализация системы двухпалатного парламента в наших специфических условиях может стать одним из самых эффективных инструментов насаждения в ВР принудительной лояльности к действующему гаранту Конституции. Ибо, согласно классическим канонам, "палата номер два" в парламенте будет на первых ролях. Именно "верхняя палата" будет утверждать (или, соответственно, не утверждать) законопроекты, принятые в нижней палате. И состоять она будет (опять - таки, в соответствии с европейской практикой) из губернаторов, либо их полномочных представителей. Кому в Украине подчиняются губернаторы, известно всем:
Есть, правда, и российская практика, согласно которой в нижнюю палату могут быть "допущены" председатели областных советов. Однако в Секретариате Президента наверняка попытаются что - нибудь придумать, дабы не допустить "дублирования полномочий". В самом деле, разве можно запускать в один зал заседаний, к примеру, харьковского губернатора Арсена Авакова и его заклятого "коллегу" из местного облсовета Василия Салыгина?.. Конечно, нет! Виктор Андреевич обещал "остановить этот хаос", а значит - так тому и быть!
В итоге, если сбудется заезженный прогноз о том, что "новые выборы существенно не изменят ситуации в парламенте", "на выходе" мы получим доселе невиданную систему сдержек и противовесов: Кабмин и назначившая его нижняя палата против президента и назначенной им верхней палаты.
Как все это будет выглядеть на практике? В виде нескончаемой "мыльной оперы". "Нижние" ругают Ющенко и принимают провокационные законопроекты, которые на полдороге к президентскому вето глушат "верхние". Те, в свою очередь, ругают "нижних" и норовят перебрать на себя часть полномочий Кабмина. Правительство яростно огрызается, но тщетно, ибо ставленники Президента в областях уже не просто председатели обладминистраций, а еще и сенаторы:
И над всем этим нависает мудрый и уравновешенный Ющенко, победой которого, по расчетам Секретариата, и закончится весь этот славный "междоусобойчик". Особенно если после выборов Александру Морозу действительно придется забрать спикерское кресло к себе на кухню. Ибо при таких раскладах спасти и преумножить остатки влиятельности "нижней палаты" никто, кроме этого признанного мастера подковерной интриги, не сможет "по определению".
Так или иначе, референдум Ющенко объективно несет в себе серьезную угрозу сложившемуся в Украине "парламентаризму". И дело здесь вовсе не в том, что ограничение неприкосновенности, уменьшение "срока службы" и, собственно, количества депутатов приведет к значительному оттоку из Рады олигархов и прочих темных личностей. Главная проблема состоит в резком уменьшении лоббистского потенциала "нижней палаты". А значит, и в перераспределении финансовых потоков, которыми она, Рада, живет и прирастает. Материально стимулировать "сенаторов" будет гораздо сложнее, а значит, и дороже, ибо гарант может в любой момент "узнать и выгнать" (а то и чего похуже).
Таким образом, олигархам выгоднее будет договариваться с Ющенко и его Секретариатом. Особо же принципиальным представителям "нижней палаты" доходчиво объяснят, что гаранта нужно любить и ни в коем случае не обижать:
Неудивительно поэтому, что идею двухпалатного парламента в штыки восприняли все без исключения лидеры нынешних фракций Верховной Рады. Включая, между прочим, и президентскую "Нашу Украину", горячо поддержавшую отмену депутатской неприкосновенности, но по поводу двухпалатного парламента красноречиво отмолчавшуюся. Один лишь Роман Зварыч неохотно отметил, что Ющенко "на этом (введении двухпалатного парламента. - Авт.) не настаивает".
Что ж, вполне возможно, так оно и есть. Вполне вероятно, что весь перечень нововведений, озвученный главой государства накануне Дня Конституции, является не более чем симметричным ответом на аналогичный прожект Мороза по окончательному обрезанию президентских полномочий (в тот же день отложенный Партией регионов до лучших времен). В конце концов, Ющенко не может не понимать, что имплементировать результаты референдума, явно готовящегося на день выборов 30 сентября (раньше его провести невозможно, а позже - уже бессмысленно), практически невозможно. В свое время это не удалось Леониду Кучме - а ведь он располагал куда большим ресурсом властных рычагов: Да и Запад, впечатленный мощной трехмесячной "рубкой" Рады и президента, наверняка не поддержит идею, из - за которой конфликт наверняка возобновится с новой силой.
Тем не менее, в последнее время принцип "сгорела хата - гори и сарай" стал пользоваться опасной популярностью в отечественной политике. И сейчас уже трудно быть уверенным в том, что Виктор Андреевич своим референдумом хочет лишь укрепить собственные позиции для последующего торга с лидерами фракций будущего состава Рады. В конце концов, он и нынешний - то распустил весьма сомнительным с юридической точки зрения способом: зато с железной политической мотивацией.
Нынешняя идея реформы парламента политически мотивирована ничуть не хуже. Тем более, что в последние месяцы отечественный "парламентаризм" показал себя в таком виде, что иногда хочется его не столько "укрепить", сколько искоренить вообще.
Но в этом Виктор Андреевич никогда не признается: