Фінансові новини
- |
- 25.12.24
- |
- 08:22
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
Автодилеры начали готовить почву для более активного освоения рынка подержанных автомобилей
10:23 05.02.2008 |
Профильная ассоциация уже разработала законопроект, предусматривающий ужесточение правил работы бирж, через которые сегодня проходит более 90% всех сделок с бэушными авто. Если автомобильному лобби удастся провести законопроект через парламент, то схемы продаж старых машин начнут стремительно меняться. Причем явно не в пользу частных продавцов.
На прошлой неделе глава ВААИД Олег Назаренко сообщил, что ассоциация намерена лоббировать внесение изменения в постановление Кабмина #1381 о правилах регистрации автомобилей. Дилеры планируют убедить власть пересмотреть список документов, на основании которых машину можно поставить на учет в МРЭО. Сейчас в этот перечень входят заводской акт приема - передачи (в случае с новой отечественной техникой), справка - счет (новые иномарки) или биржевой договор. Именно биржи стали объектами нападок автомобильного лобби. По словам Олега Назаренко, дилеры хотят добиться как минимум ужесточения контроля над этими структурами. "Дело в том, что на сегодняшний день так называемый биржевой договор - не более чем ни к чему не обязывающая бумажка. Биржа не проверяет "истории" продаваемого авто и не несет ответственности за саму сделку. Учитывая практически полное отсутствие контроля над этими учреждениями со стороны государства, можно утверждать, что через данный канал проходят в том числе и не совсем "честные" автомобили. Я уже не говорю о том, что теряются налоги (13% с продавца техники), поскольку максимальная сумма, которая мне встречалась в таком договоре, - 1 тыс. грн., за которую якобы была продана машина премиум - класса. В большинстве же случаев цифры еще ниже и не превышают 100 - 150 грн.", - говорит г - н Назаренко. Он также отмечает, что вольготная жизнь биржевиков выглядит, по меньшей мере, странно на фоне жесткого контроля дилеров: справка - счет, на основании которой авто ставится на учет, является документом строгой отчетности. "Правила должны быть одинаковыми для всех, и если дилеры работают со справками - счетами, то же самое должны делать и биржи", - добавляет эксперт.
По данным ВААИД, сейчас в Украине функционирует более 100 специальных отделений таких учреждений (они есть практически на всех крупных автомобильных рынках и возле МРЭО). Через них проходит порядка 90% всех сделок. Учитывая, что емкость сегмента машин с пробегом превышает 1 млн единиц в год, а с каждой зарегистрированной сделки биржевики получают как минимум 50 грн., несложно подсчитать, что доходы посредников вплотную приближаются к 50 млн грн. По слухам, несколько лет назад интересы в этом бизнесе имели ряд народных депутатов, что, очевидно, и объясняет "особые условия" для бирж. Насколько подержанные авто интересны народным избранникам сегодня - неизвестно, но в ассоциации предполагают, что могут столкнуться со сложностями, добиваясь ужесточения законодательства.
Понятно, что, если даже ВААИД удастся добиться своего, биржи вряд ли исчезнут. Максимум, что грозит потенциальным продавцам и покупателям подержанных автомобилей, - повышение стоимости их услуг, так как учреждениям придется закупать справки - счета. Ведь мизерные суммы в договорах купли - продажи не являются нарушением закона, и взыскать налог с реальной стоимости машины фискалы вряд ли смогут. Автолюбители получат и "бонус" в виде сокращения рисков при покупке б/у техники, поскольку документация строгой отчетности предусматривает более тщательный контроль сделок. В дальнейшем же работа по новым правилам может оказаться для многих бирж невыгодной, что заставит их уйти с рынка. Этот процесс будет проходить на фоне массового появления на рынке подержанных машин продавцов - представителей среднего класса, купивших авто два - три года назад и не желающих терять время на самостоятельные поиски покупателя. Вот тут и настанет час владельцев комиссионных площадок, которые пока явно проигрывают биржам в борьбе за покупателя. "Компании не имеют возможности уйти от налога с продажи и пока вынуждены работать как демонстрационные площадки", - говорит директор по маркетингу AutoES Антон Моргуненко. Понятно, что в этом случае реализация старой техники станет для продавца - частника менее выгодной, поскольку посредники, как правило, оценивают машины как минимум на $2 - 3 тыс. дешевле их рыночной стоимости. Олег Назаренко не скрывает: добиваясь ужесточения условий работы на рынке б/у техники, они тем самым расчищают площадку для новых инвесторов.
Антон Моргуненко считает, что комиссионный сегмент достигнет пика своей привлекательности к 2010 г., когда рынок насытится новыми авто и начнутся их массовые перепродажи. Он прогнозирует, что к тому времени ниша перейдет под контроль специализированных компаний - площадок и салонов, а также консультационных фирм - посредников. Вполне вероятно, что львиная доля таких фирм будет принадлежать нынешним продавцам новых машин, которые и сегодня не равнодушны к подержанной технике (к примеру, "Укравто" контролирует Центральный авторынок в Киеве, некоторые салоны имеют собственные комиссионные площадки). Снижение же динамики продаж новых авто наверняка заставит их более активно искать способы пополнения доходов на вторичном рынке.
Людмила Ксенз