Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Устоит ли Кабмин под напором лоббистов?

10:06 24.03.2005 |

Транспорт

В последние несколько дней украинские СМИ буквально взорвались серией материалов о трудной жизни предпринимателей, предприятий и целых отраслей. Оно и понятно: в стране делят бюджет. И надо поспеть к столу.

В этом году лоббистам придется как никогда трудно. Во - первых, новое правительство придумало себе "фишку" - коммерсантам льгот не давать, во - вторых, суперсоциальный бюджет требует баснословных денег. И как ни прискорбно любителям "понадкусывать" бюджетный пирог, слова власти не расходятся с делом. По крайней мере пока.

Едва ли не впервые в новейшей украинской истории Кабмин уравнял в правах автомагнатов. Уж слишком много терял бюджет от льгот, которыми пользуются отечественные хозяева автопрома. Да и отсутствие равных условий на рынке вряд ли способствует интеграции Украины в мировую экономику.

Исходя из этих соображений, Кабинет Министров предложил парламенту отменить все льготы отечественным производителям, зато увеличить ввозную пошлину с 15% до 34,5%. Логика понятна: будет трудно, но всем.

До сего времени цифры потерь бюджета, мягко говоря, впечатляли. Скажем, акула отечественного автопрома - "АвтоЗАЗ" - годами пользуется беспрецедентными льготами, "облегчающими" отечественный бюджет на миллиард гривень ежегодно. Кроме того, подобные преференции создают максимум затруднений для насыщения рынка зарубежными автомобилями, которые в значительной мере выигрывают у своих отечественных аналогов в соотношении "цена - качество".

Украинским автолюбителям хорошо известно, насколько отличается автомобиль одной марки, изготовленный в Европе, от собранного в Украине. Действительно, в ситуации, когда "АвтоЗАЗ" не платит ввозную пошлину на получаемые машинокомплекты, НДС на них и другие товары для производства государством не взимается, не платится налог на землю, с ним трудно конкурировать.

Кроме того, Европейский Союз не раз просил пересмотреть льготы украинских производителей автомобилей. Более того, европейские дипломаты указывали, что при отмене преференций отечественному автопрому решение Украины увеличить ввозную пошлину будет нормально воспринято на переходной период вступления в ВТО.

То есть Кабинет Министров по сути разрубил гордиев узел проблем, которые накопились в стране в связи с предоставляемыми производителям льготами, в первую очередь "АвтоЗАЗ".

Однако, политической воли Кабинета Министров в этом вопросе сегодня недостаточно. Напомним, что воевать со льготами для автопроизводителей пыталась не только Юлия Тимошенко. Однако лоббистские позиции хозяина "АвтоЗАЗ" Тариэла Васадзе оказывались всякий раз мощнее, чем предложения высшей исполнительной власти страны. Достаточно вспомнить информационную и кулуарную войну, начатую народным депутатом после того, как в Законе "О государственном бюджете на 2004 год" не оказалось льгот для автомобилестроения. Что ж, тогда власть проиграла олигарху, пойдя на уступки, которые нивелировали результаты предыдущих решений.

Памятуя старую добрую традицию, стоит ожидать, что в вопросе отмены льгот для "АвтоЗАЗ" точка еще не поставлена. Очевидно, что Тариэл Васадзе предпримет максимум усилий для того, чтобы не пропустить проект бюджета через Верховную Раду. Так что в ближайшее время в парламенте можно будет ощутить deja - vu. Ведь несмотря на смену власти методы работы лоббистов вряд ли изменились. Так что скорей всего стоит ждать заявлений групп народных депутатов о недопущении отмены государственной кормушки для "гордости" отечественного автомобилестроения либо просто молчаливой поддержки.

Ярким примером этого можно назвать изменение позиции нового губернатора Запорожской области Ю.Артеменко, который заявил, что понимает, что лишение "ЗАЗа" льгот даст государству более миллиарда, но если это случится, "он сам примет участие в акциях протеста". В то же время законодательное сохранение льгот для отечественного автопрома возможно только в случае непринятия бюджета. Чем это грозит для Украины, можно только предполагать, однако вряд ли правительству удастся сдержать социальное недовольство.

Кроме того, даже в условиях принятия революционных норм бюджета, которые наконец - то умерят аппетиты отечественных лоббистов, для "АвтоЗАЗ" остается юридическая лазейка. Принятие равных условий для всех участников рынка все - таки оставляет определенную преференцию для отечественных производителей.

Так, "ЗАЗ" является единственным предприятием автопрома, которое может обратиться в органы судебной власти, решая вопрос о возврате налогов в свою пользу. Хотя все специальные законы, согласно которым автопроизводителям предоставлялись льготы и на их основании вносились изменения в налоговые законы, отменены, для "ЗАЗа" в бюджете не предусмотрено изменений в специальные законы, которые регламентируют льготы для запорожского производителя. А именно в этих документах прописана норма, которая предоставляет иммунитет от изменений в налоговое законодательство. То есть "ЗАЗ" может получить свое если "не мытьем, так катаньем".

Конечно, вряд ли нынешнее правительство будет спокойно наблюдать, как его решения разбиваются о твердыню интересов отечественного автопрома. Однако, судя по всему, война государственных интересов и Тариэла Васадзе продлится долго.

Андрей Ольховский

За матеріалами: proUA.com
 

ТЕГИ

Курс НБУ на 20.12.2024
 
за
курс
uah
%
USD
1
41,9292
 0,0244
0,06
EUR
1
43,5770
 0,3811
0,87

Курс обміну валют на 20.12.24, 10:15
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,5129  0,09 0,22 42,1729  0,06 0,13
EUR 43,3063  0,22 0,51 44,0913  0,19 0,43

Міжбанківський ринок на 20.12.24, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,8500  0,08 0,19 41,8700  0,08 0,19
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес