Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Бюджетная война в США: проиграть могут все

Президент США Барак Обама отменил очередную, пятничную встречу с лидерами Конгресса, дав им, по его собственным словам, "от 24 до 36 часов" на то, чтобы выдвинуть такие предложения по программе сокращения бюджетного дефицита и повышения лимита госдолга, которые удовлетворили бы обе палаты парламента.

Как пишет газета The New York Times, изначально Б.Обама заявлял, что в пятницу пройдет последняя встреча, на которой стороны попытаются достичь компромисса по бюджетной программе, и если этого сделать не удастся, обсуждение будет отложено, а на выходных будет рассматриваться вопрос о повышении лимита госдолга.

Однако в конце встречи в четверг, как сообщает агентство Bloomberg со ссылкой на заявления членов Конгресса, участвовавших во встрече с Б.Обамой, президент попросил лидеров парламента в пятницу провести фракционные совещания и к утру субботы выдвинуть альтернативные предложения по программе бюджетной консолидации.

Президента интересует вопрос, согласится ли руководство демократов и республиканцев на единый план сокращения бюджета общим объемом более $2 трлн или же они предпочтут сначала пойти на долгосрочное повышение лимита госдолга (вплоть до президентских выборов в 2012 году) с тем, чтобы вернуться к вопросу о сокращении дефицита позднее.

"Если до этого времени новостей по плану действий не будет, он (президент - ИФ) может собрать следующую встречу на выходных", - приводит газета The Wall Street Journal слова одного из лидеров демократов.

На 11 утра по Вашингтону (18:00 кв) назначена пресс-конференция Б.Обамы, на которой, как ожидается, он вновь выскажется за принятие такого соглашения относительно сокращения дефицита, которое бы совмещало урезание расходов с увеличением доходной части за счет отмена налоговых льгот для наиболее состоятельных американцев.

НЕПРИМИРИМЫЕ РАЗНОГЛАСИЯ НА ДРУЖЕСКОЙ НОТЕ

Встреча в четверг продолжалась около полутора часов и прошла, как отметили ее участники, "на дружеской ноте", в отличие от предыдущего совещания в среду, которое было, по заявлениям обеих сторон, жестким и напряженным. Впрочем, даже несмотря на смягчение тона, прорыва достигнуто не было.

Встречи президента и лидеров обеих партий в Конгрессе проходят ежедневно с воскресенья, после того, как на выходных Б.Обама предложил амбициозную программу сокращения дефицита на $4 трлн за 10 лет за счет как сокращения расходов (поддерживаемого республиканцами), так и повышения налогов (на чем настаивают демократы).

Пока что республиканцы по-прежнему не согласны проголосовать за предлагаемый президентом пакет мер, поскольку не готовы пойти на отмену введенных при президенте Джорде Буше-младшем налоговых льгот для богатых американцев, так как такой шаг, по их мнению, не только не будет способствовать эффективному сокращению дефицита в долгосрочной перспективе, но и затормозит восстановлении экономики.

"Заложником" споров вокруг программы бюджетной консолидации стал вопрос о повышении лимита госдолга, который должен быть увеличен до 2 августа, когда правительство исчерпает все имеющиеся у него возможности для финансирования расходов.

Республиканцы, имеющие большинство в Палате представителей Конгресса, предлагают временную схему повышения лимита (на срок порядка 3 месяцев), против чего выступает администрация. Ранее Б.Обама заявил, что наложит вето на любое временное повышение лимита госдолга и согласен только на такое решение, которое позволит не возвращаться к этому вопросу до выборов 2012 года.

"Я не буду даже рассматривать временные способы решения этой проблемы, - сказал Б.Обама. - Мы не намерены возвращаться к одному и тому же вопросу каждые три месяца".

ПЛАН "Б"

Фракционное совещание членов Палаты представителей от республиканцев начнется в пятницу в 8 утра по вашингтонскому времени (15:00 кв), аналогичная встреча демократов намечена на 9 утра по местному времени.

Сенатские фракции партий, похоже, не намерены проводить встреч в пятницу, однако, как заявил газете The Washington Post один из представителей республиканцев, работа по выработке компромисса ведется вне зависимости от этого.

Издание отмечает, что речь, скорее всего, идет о предложении лидеров демократического большинства и республиканского меньшинства в Сенате Гарри Рейда и Митча Макконелла, с помощью которого до 2 августа можно было бы найти какое-то решение по бюджету и на этой основе одобрить повышение лимита госдолга.

Согласно этому плану, президент должен получить право до конца 2012 года трижды повысить лимит госдолга в общей сложности на $2,5 трлн. При этом на каждый новый доллар госдолга президенту придется предложить по доллару сокращений расходов федерального бюджета.

В то же время президентские предложения по сокращениям будут иметь рекомендательный характер, а повышение лимита госдолга произойдет вне зависимости от того, будут ли они приняты Конгрессом или нет.

По словам одного из демократов-участников встречи в четверг, Б.Обама не исключил возможности принятия плана М.Макконелла в качестве альтернативы, хотя и отметил, что все еще верит в возможность достижения базового соглашения о сокращении дефицита на сумму в размере хотя бы $2 трлн в течение ближайшего десятилетия.

Хотя, как сообщает агентство Bloomberg, план уже подвергся острой критике со стороны обеих партий, его принятие не исключается, если, как отметил представитель демократов в Сенате Чарльз Шумер, его удастся каким-то образом увязать с меньшей, чем хотелось бы республиканцем, программой сокращения расходов, то есть если повышение лимита госдолга не потребует сокращений расходов в соотношении 1 к 1.

Республиканцы в свою очередь предложили дополнить план М.Макконелла пунктом о создании специальных комиссий, которые предлагали бы президенту программы сокращения в обмен на повышение лимита госдолга.

Пока М.Макконелл предложил только создать комитет, куда бы вошли представители обеих партий из обеих палат парламента, который бы до конца текущего года выдвинул бы свои предложении по программе бюджетной консолидации.

Согласно плану М.Макконелла, принятое президентом решение о повышении лимита будет вступать в силу в том случае, если две трети членов Конгресса не проголосуют против.

Если учесть, что демократы пусть с минимальным перевесом, но контролируют Сенат, такое решение фактически будет означать, что президент сможет вплоть до выборов в 2012 году самостоятельно принимать решение о повышении лимита госдолга, с чем едва ли согласятся республиканцы, которые считают, что только небольшие сроки повышения лимита госдолга (причем определяемые обязательно Конгрессом) могут заставить Белый дом пойти на сокращение расходов, что в долгосрочной перспективе гарантирует стабильность бюджета и уровня госдолга.

РАСТУЩЕЕ БЕСПОКОЙСТВО

Несмотря на то, что почти сразу вслед за обнародованием плана М.Макконелла появились первые предложения относительно того, как его можно модифицировать, чтобы он удовлетворял требованиям обеих партий, беспокойство относительно перспектив разрешения нынешнего кризиса не становится меньше.

Так, председатель сенатского комитета по бюджету, демократ Кент Конрад заявил, что "пока не слышал ни об одном пакете мер в дополнение к плану М.Макконелла, который бы счел в достаточной мере заслуживающим доверия с точки зрения уменьшения размеров госдолга, создаваемого в рамках этого предложения".

В свою очередь, министр финансов США Тимоти Гайтнер, принимавший участие во встрече в четверг, заявил после нее, что "нет никакой возможности предоставить Конгрессу больше времени" для решения вопроса о повышении лимита госдолга.

Беспокойство министра финансов, как пишет The Washington Post, очевидно, было подогрето сообщениями о том, что КНР, крупнейший иностранный кредитор США, призвал политиков страны принять меры, необходимые для защиты иностранных инвесторов от возможности наступления дефолта.

"Взоры всей нашей страны устремлены на нас, взоры всего мира устремлены на нас, и нам нужно гарантировать, что мы будем действовать сообща и пошлем четкий сигнал, который говорил бы о нашей готовности предпринять шаги необходимые для того, чтобы избежать дефолта", - отметил Т.Гайтнер.

Председатель Федеральной резервной системы (ФРС) Бен Бернанке, выступавший накануне перед представителями Банковского комитета Сената, заявил, что Конгресс "нанесет удар по самому себе", если допустит понижение рейтинга страны вследствие неспособности достичь соглашения по вопросу о лимите госдолга.

Международное рейтинговое агентство Standard & Poor's Ratings Services поместило долгосрочный кредитный рейтинг США на пересмотр, заявив, что существует 50-процентная вероятность его понижения в течение следующих 90 дней.

Агентство, мотивируя свое решение, указало на негативную динамику политических дебатов, связанных с повышением лимита государственного долга США.

S&P, говорится в распространенном в четверг сообщении, может понизить рейтинг даже в случае принятия решения о повышении лимита госзаимствований, "если мы придем к выводу, что дальнейшие изменения потолка госдолга, скорее всего, станут предметом таких политических маневров, которые ставят под сомнение желание и способность Конгресса и администрации своевременно выполнять график обслуживания долговых обязательств США".

В апреле S&P понизило прогноз рейтинга США, который с 1941 года находится на уровне "AAA".

В среду, 13 июля, агентство Moody's Investors Service также поставило рейтинг США на пересмотр с возможностью понижения из-за угрозы того, что Конгресс может не успеть повысить предельный уровень американского госдолга до 2 августа. Отсутствие своевременного решения по госдолгу создает "небольшой, но растущий риск краткосрочного дефолта" США, говорилось в сообщении агентства.

Заместитель министра финансов США Джеффри Гольдстайн заявил, что заявления рейтинговых агентства подчеркивают необходимость "действовать стремительно, чтобы избежать наступления дефолта по обязательствам страны и гарантировать принятие заслуживающего доверия плана сокращения дефицита, который бы снискал поддержку обеих партий".

ПОЛИТИКА И ЕЩЕ РАЗ ПОЛИТИКА

Именно тот факт, что экономический вопрос постепенно перерастает в политическое противостояние о роли государства в экономике, где уступки становятся практически невозможными, так осложняет процесс принятия решения, пишет The New York Times.

Политическая значимость нынешней дискуссии может быть осознана в полной мере, если учесть, что осенью 2012 года в США пройдут парламентские и президентские выборы в Конгресс, предвыборная гонка к которым уже фактически началась.

Тяжелая экономическая обстановка в стране и постоянно звучащие со стороны оппозиции упреки в адрес администрации уже стоили демократам большинства в нижней палате парламента, которого они лишились осенью прошлого года.

Ситуация осложняется тем, что единства по вопросам бюджета и госдолга нет не только между отдельными партиями, но и внутри самих политических объединений.

Так нынешние дебаты как нельзя четче обозначили раскол в стане республиканцев, который, как отмечает The New York Times, проходит не только по политически мотивам, но и по возрастному признаку.

Умеренное крыло представлено, в частности, спикером нижней палаты Джоном Бейнером и сенатором М.Макконеллом, которые, имея богатый политический опыт, хорошо помнят, как сильно жесткая позиция в отношении бюджета в 1990-е годы повредила политическим позициям Республиканской партии.

Предложения М.Макконелла поддерживает, в частности, и "ветеран" Республиканской партии сенатор Джон Маккейн - противник Б.Обамы на прошлых президентских выборах.

Дж.Маккейн полагает, что именно нежелание республиканцев принять предложенный Биллом Клинтоном бюджет и вызванное этим закрытие госучреждений осенью-зимой 1995-1996 гг. стоило партии победы на президентских выборах 1996 года.

Дж.Маккейн считает, что принятие плана М.Макконелла полностью сняло бы с республиканцев ответственность за провал бюджетной политики Б.Обамы и позволило бы республиканцам набрать политические очки.

В противовес "старой гвардии" на правом фланге Республиканской партии оформляется более молодая и радикально настроенная группа, многие представители которой открыто симпатизируют популистскому "Движению чаепития" (иначе называемого "Чайной партией", от англ. Tea Party Movement, название которого является отсылкой к событиям Бостонского "чаепития" 1773 года), под давлением которого в штате Юта недавно был принят закон, впервые с 1971 года разрешивший свободное обращение золота и серебра в качестве платежных средств и ставший своеобразной попыткой возвращения к золотому и серебряному стандартам.

Наиболее ярким представителем этого крыла является лидер республиканцев в Сенате Эрик Кантор, который, как и большинство республиканцев в Палате представителей, выступает против предложения М.Макконелла.

Э.Кантор является выразителем новой нарождающейся в недрах Республиканской партии идеологии. На протяжении последних 30 лет одной из основных задач своей экономической политики республиканцы считали максимально возможное сокращение дефицита госбюджета, в первую очередь за счет сокращения расходов.

По мнению представителей "молодого крыла" республиканцев, бездефицитный бюджет - это тактическая задача. Стратегия партии должна заключаться не просто в ограничении расходов, а в уменьшении роли государства в экономике. Именно поэтому представители этой части республиканцев занимают столь жесткую позицию в отношении налогов - большие налоговые поступления означают больше возможностей государства влиять на экономику, чего, по их мнению, допускать нельзя. Молодые республиканцы хотят, по их собственному выражению, "уморить чудовище голодом".

В настоящее время лимит размера госдолга США установлен на уровне $14,3 трлн. С 1980 года лимит повышался в общей сложности 39 раз, причем 17 из них - во время президентства Рональда Рейгана, семь раз при Дж.Буше-младшем и только четырежды при Б.Клинтоне.

За матеріалами: Интерфакс-Украина
 

ТЕГИ

Курс НБУ на завтра
 
за
курс
uah
%
USD
1
41,4912
 0,0692
0,17
EUR
1
45,1860
 0,0758
0,17

Курс обміну валют на 19.07.24, 10:10
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,2020  0,08 0,20 41,9328  0,13 0,32
EUR 44,9320  0,12 0,27 45,8752  0,09 0,19

Міжбанківський ринок на 19.07.24, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,4150  0,01 0,01 41,4900  0,05 0,12
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес