Фінансові новини
- |
- 23.11.24
- |
- 01:11
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
"Кредит-Рейтингу" будет крайне сложно вернуть статус уполномоченного агентства - мнение
18:52 16.03.2011 |
Заместитель директора рейтингового агентства «Эксперт-Рейтинг» Виталий Шапран прокомментировал Maanimo.com вчерашнее решение ГКЦБФР о лишении статуса уполномоченного агентства «Кредит-Рейтинг»:
- Виталий, чем вызвано данное решение регулятора?
- Решение абсолютно адекватное, по моим оценкам деятельность ООО «Кредит-Рейтинг» несла в себе значительный конфликт интересов. В прошлом мы сталкивались с тем, что эмитенты отказывались от наших услуг, мотивируя свое решение тем, что им предлагался листинг их ценных бумаг на УМВБ.
Идея кросс-продаж между РА и биржей в принципе верная с точки зрения бизнеса, но, наверное, нельзя добиться абсолютно независимой оценки получая деньги в один карман через разные каналы продаж.
Второй момент о котором стыдливо умолчал регулятор - среди бенефициаров ООО «УМВБ», а значит и «Кредит-Рейтинга», фигурирует оффшорная компания с Британских Виргинских островов. Мы все знаем, что в этой юрисдикции высокий номинальный уровень сервиса, т.е. определить конечных бенефициаров невозможно. Де-факто и де-юре, при такой структуре собственников ГКЦБФР не может даже гипотетически определить, выполняются ли все нормы положения о конкурсе 1040. Кто угодно может прийти и заявить, что он конечный бенифициар рейтингового агентства, в т.ч. и например, лицензированный торговец.
- Что может предпринять агентство для возврата себе прежнего статуса?
- Я думаю, что статус будет вернуть очень тяжело. В свое время Александр Гинзбург открыто заявлял, что он стоит за оффшором контролирующим УМВБ и ООО «Кредит-Рейтинг», также из материалов регулятора известно, что он являлся главой представительства этого оффшора в Украине. Так что Комиссия вправе потребовать проверки законности владения гражданином Украины иностранным юридическим лицом, например, была ли оформлена резидентом индивидуальная лицензия НБУ, необходимая для подобных операций, и нет ли здесь нарушений валютного законодательства.
Второй очень важный момент: наконец-то регулятор поставил "Кредит-Рейтинг" в состояние, когда эмитенты, банки и страховщики уже могут не боятся возвращения монополии, а значит обиженные в прошлом клиенты станут активнее жаловаться на «Кредит-Рейтинг» как регулятору, так и общественным организациям. Насколько нам известно, еще 1 марта стартовал сбор жалоб от инвесторов и эмитентов в Украинской профессиональной ассоциации по защите инвесторов, кредиторов и страхователей. Последний фактор нельзя недооценивать. И совсем другое - когда за свои права начинает бороться пострадавшая сторона, а таких, насколько нам известно, и их немало.
- Что лишение «Кредит-Рейтинга» статуса уполномоченного значит для клиентов?
- Решение регулятора полностью учитывает интересы рынка и клиентов ООО «Кредит-Рейтинг». Клиенты, оплатившие сервисы и получившие рейтинг до 15 марта 2011 г. не должны обращаться за рейтингами к другим рейтинговым агентствам. Однако, как видно из решения ГКЦБФР, присвоение новых рейтингов заблокировано. Полагаю, отсутствие статуса должно отпугивать уже существующих клиентов. С точки зрения формирования рынка рейтинговых услуг, то, что сделала фондовый регулятор, - это очень верный ход.
В начале марта РА «Эксперт-Рейтинг», «Рюрик» и IBI-рейтинг публично осудили неконкурентное поведение экс-монополиста. Мы сталкивались и с судами против ГКЦБФР через подставные фирмы, и с дезинформацией наших клиентов, в т.ч. через прессу, и другими проявлениями некорректного поведения.
Несмотря на то, что благодаря нашему появлению, монополист вынужден был снизить цены, он все еще удерживал большую долю рынка. Видимо надеясь как-то вернуть монополию, скорее всего, «Кредит-Рейтинг» находился в ожидании смены политической конъюнктуры.
Чего только стоил один иск от ООО «Мобил групп» к ГКЦБФР. Никому неизвестная компания вдруг потребовала отобрать статус у трех уполномоченных рейтинговых агентств. Мы вообще удивлены, что регулятор так долго терпел издевательства, видимо это происходило по инерции.
- Насколько лишение статуса уполномоченного губительно для самого агентства «Кредит-Рейтинг»?
- Например, наше рейтинговое агентство с 2007 по 2010 год работало в сегменте необязательных рейтингов. И смогли дорасти до того что вышли за пределы Украины, сегодня наши рейтинги признаются в некоторых странах СНГ, а по итогам 2010 г. менее 15% выручки РА «Эксперт-Рейтинг» приходилось на необязательные рейтинговые продукты. В своем решении ГКЦБФР не запрещала ООО «Кредит-Рейтинг» присваивать необязательные рейтинги, а потому у него есть хороший шанс повторить наш подвиг и заняться бизнесом без статуса. Сегодня мне не известно какой процент выручки ООО «Кредит-Рейтинг» получает от необязательных продуктов, но, думаю, он небольшой. Я могу допускать, что ООО «Кредит-Рейтинг» ждет реструктуризация, хотя могу и ошибаться.
- Как отстранение «Кредит-Рейтинга» может отразиться на стоимости услуг рейтинговая в Украине?
- Сейчас цены колеблются от 30 тыс. до 100 тыс. грн. До демонополизации в нашей стране рейтингового рынка они находились в рамках 50-150 тыс. грн. Я не думаю, что между тремя агентствами (РА «Эксперт-Рейтинг», «Рюрик» и IBI-рейтинг) возможен какой либо сговор. Чисто технически наши продукты разные по содержанию и направлению. Полагаю, что ценовой диапазон останется тот же что и до отзыва статуса. Возможно, он немного снизиться до конца года, хотя и не очень существенно
- Какие агентства в Украине все еще имеют статус уполномоченных?
- Это РА «Эксперт-Рейтинг», «Рюрик» и IBI-рейтинг. Я думаю, что вопрос в количестве не стоит. Если ранее одно ООО «Кредит-Рейтинг» справлялось с обслуживанием, рынка, то теперь три, справятся с поставленной задачей и смогут обслужить потребности рынка. Оценку долей я бы не давал, по выручке это делать не корректно, поскольку цены при монополии были в 1,5-2 раза выше. Не даст адекватной картины и оценка по количеству присвоенных рейтингов. Поскольку, например, в РА «Эксперт-Рейтинг» действуют внутренние ограничения на работу с некоторыми категориями клиентов. А именно, у нас в стоп-листе стоит около 30 банков, т.е. даже если они придут к дирекции за рейтингом, мы откажем им в наших услугах, поскольку нам не нужны проблемные эмитенты в портфеле. Это политика агентства: предоставить инвесторам, страхователям и кредиторам более менее качественную оценку, а не получить, как можно большую выручку.
- Что намерены предпринимать конкуренты «Кредит-Рейтинга», дабы повысить сейчас свою долю на рынке рейтингования?
- Я думаю, что ООО «Кредит-Рейтинг» в ближайшие несколько месяцев или даже до 2012 г. к конкурентам новых уполномоченных РА причислять уже не стоит. Вы должны понимать, что решение ГКЦБФР №246 является историческим для фондового рынка страны. Регулятор одновременно продемонстрировал и заботу о рынке, и показал свою принципиальность в достижении поставленных целей.
Напомню, что в феврале 2010 г. конкурс был разблокирован для того, чтобы демонополизировать рынок. Прошел год, и контрольный замер показал, что нет никаких фундаментальных перемен, в т.ч. благодаря нерыночным методам и другим ухищрениям экс-монополист удерживает рынок в орбите. В такой ситуации вполне естественно, что регулятор заинтересовался своим подопечным, и как оказалось нарушения были найдены. Полагаю, решение ГКЦБФР №246 можно классифицировать как регуляторное, направленное на ускорение демонополизации рынка.
|
|
ТЕГИ
ТОП-НОВИНИ
ПІДПИСКА НА НОВИНИ
Для підписки на розсилку новин введіть Вашу поштову адресу :