Фінансові новини
- |
- 28.11.24
- |
- 23:44
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
Пластиковые карточки - это своеобразный денежный гербалайф
10:08 03.07.2003 |
Во - первых, потому что служат заменителем "нормальных денег", как гербалайф может заменить человеческую пищу. Во - вторых, служат средством похудения для кошелька, в который не надо больше впихивать наличность разного достоинства и разных стран. В - третьих, потому что обходятся в итоге дороже наличных денег.
Мы не будем подробно обсуждать, во сколько обходится обслуживание пластиковой карточки, эмитированной любым российским или зарубежным банком, и какой процент денег теряется при снятии денег в банкомате. Хотя в итоге эти проценты ежегодно составляют круглую сумму, особенно с учетом того, сколько пластиковых карт гуляет по миру.
Visa International, например, недавно с гордостью объявила, что на конец первого квартала 2003 года количество карт Visa в России составило 5,1 миллиона. Рост по отношению к прошлому году составил 111%, при этом оборот в российской торгово - сервисной сети по картам Visa вырос на 48% и составил $1,1 млрд.
Упускать такие деньги никому не хочется. Поэтому банки всячески пытаются нас убедить в том, что карта - это удобно и престижно.
Управление маркетинга АБ "Энергобанк" даже провело исследование по выявлению психологических особенностей держателей локальных карточек банка и карточек VISA. Результаты показали, что "всех пользователей пластиковых карточек отличают личностные особенности, присущие деловым людям: независимость в принятии решений, восприимчивость к новому, стремление быть информированными, они любят быстрое развитие и нововведения, ценят время". Разумеется, никто из клиентов "Энергобанка" не захочет отказаться от такой характеристики, и они используют карточки с куда большим удовольствием.
В "Энергобанке" также сделали вывод о том, как формируется образ держателя пластиковой карточки в России. Так, например, продавцы в магазинах относятся к такому клиенту с уважением - это перспективный и платежеспособный покупатель; люди бизнес - среды принимают держателя карточки как равного и надежного партнера; женщина, имеющая несколько карточек, оценивается другими как бизнес - леди либо как состоятельная хозяйка; мужчина - перспективный и преуспевающий; для молодежи карточка - это признак определенной крутизны.
В противоположность этому, банки, предлагая магазинам заняться эквайрингом, то есть принимать к оплате пластиковые карты международных платёжных систем, обычно делают упор на другие характеристики пластика. Например - на то, что прием к оплате карт различных систем обеспечивает клиентам широкий выбор вариантов платежа.
"Клиенты смогут расходовать у вас большие суммы и делать это значительно чаще, поскольку они не будут ограничены имеющимися наличными средствами. Владельцы карт легче решаются на незапланированные покупки"
- рекламирует магазинам пластиковые карты Межторгбанк.
Это признают и сами банкиры. Дмитрий Ищенко, начальник управления пластиковых карт Дельта - Банка поделился с "Газетой.Ru" личным секретом: "Я по пластиковым картам трачу больше денег, чем наличными, - говорит он, - Во - первых, потому что ты не видишь, сколько тратишь, а во - вторых, когда ты тратишь наличные - ты ограничен суммой, которая есть в кошельке".
С ним согласен и начальник управления пластиковых карт банка УралСиб Андрей Пучков. "Из разговоров с клиентами можно сделать вывод, - говорит он, - что, расплачиваясь по картам, люди просто не видят, сколько тратят". В среднем, по данным Пучкова, при платежах с помощью пластиковых карт траты возрастают в среднем на 25 - 30%.
С банковскими аналитиками полностью согласилась и сотрудница одной из торговых сетей, которая, попросив не называть ее имени, призналась, что иногда она по карте тратит "в десятки раз больше на всякую ерунду", совершенно при этом не контролируя ситуацию.
И число таких людей постоянно растет. Уже с 2000 года доля активных пользователей, которые чаще оплачивали карточкой покупки и услуги, чем снимали наличные в банкоматах, начала плавно увеличиваться.
Из - за этого к настоящему времени оборот по картам превысил 30% от общего объема торговых операций в магазинах, которые их принимают. Впрочем, здесь нам еще далеко до США, где эта величина составляет 67%.
Представители банков - люди, заинтересованные в продвижении пластика на российский рынок - говорят, что точной статистики по поводу использования пластиковых карт в торговых сетях (и трат по этим картам) у них пока нет. Как видно, субъективные личные наблюдения не вызывают у них самих 100% - го доверия. "Действительно, платежи в торговых сетях, сделанные по пластиковым картам, растут, - говорит Андрей Пучков, - особенно это видно по сравнению с 2000 годом, но, с другой стороны, также выросло и число владельцев пластиковых карт", так что статистика выросших трат, по его мнению, закономерная.
Впрочем, Дмитрий Ищенко предложил и другое логическое объяснение тому факту, что средний платеж в торговой сети по пластиковой карте больше, чем наличностью.
По его словам, люди, имеющие пластиковые карты, в среднем имеют большие доходы, чем те, кто не владеет пластиком. "Потому они и тратят больше", - резонно замечает банкир.
Светлана Бороздина