Фінансові новини
- |
- 28.11.24
- |
- 21:44
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
Газета.ru: Если украли пластиковую карту
10:21 23.06.2003 |
Число мошенничеств с пластиковыми картами, к сожалению, растет все быстрее. Причем обезопасить себя в данном случае бывает сложно, а вернуть украденные деньги трудно. Но кое - что мы все - таки посоветуем.
Типичная вполне история приключилась со знакомым корреспондента Газета.Ru. Однажды этот знакомый сидел в кафе, и из кармана его висевшей на спинке стула куртки исчез кошелек с кучей денег и карточкой Visa Classic Альфа - банка. Пока он это обнаружил, прошел час. Разумеется, он сразу позвонил оператору и попросил заблокировать счет, а заодно спросил, сколько у него на счету денег. Оказалось, что двадцать минут назад по нему были проведены две транзакции, в результате чего исчезли деньги в сумме $3000. Выписка помогла установить торговую точку, где это произошло.
Разбираться знакомого отправили в его отделение Альфа - банка. Поскольку было 9 часов вечера, попал он туда следующим утром. На тот момент украденные деньги со счета еще не были списаны, и в банке ему сказали, что надо подождать, пока это произойдет, а потом разбираться. Через месяц выяснилось, что сотрудники отделения ошиблись: если бы они сразу заблокировали карту, то деньги бы не пропали.
По идее, возмещать потери должен был банк - эквайер (тот, что обслуживал карту, когда ей оплачивали покупку), потому что кража произошла по вине торговой точки, которую обслуживал в данном случае Автобанк: она (торговая точка) не попросила документов при покупке, и на двух чеках мало того что были разные подписи, так они еще и не имели ничего общего с подписью настоящего владельца карты. Однако Автобанк засомневался, что это не сам настоящий владелец карты потратил деньги, а теперь пытается взыскать $3000 с магазина, придумав историю об украденной карте. Устно знакомому объявили, что "операция была проведена без нарушений, потому что есть подпись". Однако еще одним заявлением на имя начальника отделения Альфа - банка он добился того, что ему вернули $1500.
И, надо сказать, ему повезло. Недавно еще у одного знакомого гражданина украли карту MasterCard Инвестсбербанка и сняли $5000. Банк не желал возмещать ни копейки, и дело пришлось довести до суда. Самое интересное, что суд гражданин этот выиграл, но банк деньги по - прежнему не дает, намереваясь оспаривать решение во всех инстанциях, вплоть до Верховного суда.
Иначе как самоуправством это не назовешь. Газета.Ru попыталась разобраться, как, в случае пропажи карты и снятия с нее денег, возместить утраты.
"К сожалению, в российском законодательстве нет четкого положения, определяющие правовые действия банков и их клиентов в случае, если происходит мошенническая операция по пластиковой карте", - объясняет ситуацию начальник управления пластиковых карт ДельтаБанка Дмитрий Ищенко. Каждый случай сугубо индивидуален, и исход зависит и от того, насколько банк дорожит своими клиентами, и от настырности последних. Но минимальные правила все - таки есть.
Во - первых, это договор между банком - эмитентом (тот, который карточку выпускает) и держателем. Обычно в нем обозначены кое - какие правила, но не всегда. Поэтому если вы еще только собираетесь оформить "пластик", то внимательно прочитайте договор. В нем должна быть четко определена ответственность сторон, то есть указано, до какого момента и в каком объеме ответственность лежит на клиенте, а с какого - на банке. С другой стороны, первого нашего персонажа к договору ни разу не отослали, да он его, в общем - то, и потерял. Как бы то ни было, типовой договор всегда можно найти в вашем отделении банка, так что если неприятная ситуация произошла, небесполезным будет его изучить - вполне возможно, вы найдете там аргумент в свою пользу.
Во - вторых, платежная система устанавливает правила, которые позволяют банкам - эмитентам карт перекладывать ответственность за мошенническую операцию на банк - эквайер. В основном, это касается тех случаев, когда магазин или кассир пункта выдачи наличных средств (ПВН) нарушает правила приема карты к оплате. Это как раз случай нашего героя. Сама платежная система ни за кого не вступается. Она однажды написала правила и старается судьей в конкретных случаях не выступать. "Платежная система не является непосредственным участником в такого рода делах. Это отношения между владельцем карты, банком - эмитентом и банком - эквайером", - сказал Газете.Ru глава российского представительства MasterCard Андрей Королев. Примерно также объяснил позицию Visa глава ее российского представительства Лу Наумовский.
В этих случаях настырности придется проявить в два раза больше, потому что деньги должен возвращать банк - эквайер, а "трясти" их надо через банк - эмитент. Тут уж сложно что - нибудь посоветовать.
Понятно, что главное - это ваша активность.
Являйтесь, напоминайте о себе, пишите официальные заявления, обещайте подать в суд, передать информацию своим друзьям в СМИ, написать жалобу в вышестоящую организацию... Что такое настырность, в общем, понятно каждому.
Еще один простой практический совет: с первой минуты, когда вы заметили кражу и обратились в банк, выдавший вам пластик, твердо говорите, что карту у вас украли прямо из кармана. Лучше, если ваши слова будут подкреплены официальным заявленим, сделанным в милицию. Потому что следить за своей картой и беречь ее обязаны вы сами - и если вы ее, скажем, потеряли, никто вам, скорее всего, никаких денег не вернет.
Если вы еще только собираетесь обзавестись карточкой, то очень важно выбрать "правильный" банк.
На 100% застраховаться от жуликов невозможно, но технический прогресс поможет хотя бы вовремя узнать о пропаже средств с вашего счета. Поинтересуйтесь, чем может помочь в этом банк. Например, есть ли у него круглосуточная служба поддержки. Некоторые банки мгновенно присылают SMS на мобильник о каждой проведенной транзакции, дают возможность проверить состояние счета в интернете и в банкомате. Иногда в комплекте с обычной картой выдается виртуальная карта on - line, которую можно использовать при оплате покупок через интернет.
Главное запомнить, что ни одному нормальному банку невыгодно, чтобы его клиент остался недоволен. Пойдет дурная молва о нем по всей России, и конец его "пластиковому" бизнесу. При том, что россияне и без того пока не очень - то этому самому "пластику" доверяют. Выясните, какие дополнительные услуги может предоставить банк по обслуживанию карты, изучите договор, храните карту ближе к сердцу, и никакие мошенничества вам не страшны.
Александра Петрачкова