Фінансові новини
- |
- 25.12.24
- |
- 19:45
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
Биотопливо становится интересным даже для инвесторов, привыкших играть по-крупному
17:18 19.04.2011 |
Артем Захарченко
«Инвестгазета»
На каждой автозаправке - по десятку альтернативных биологических видов топлива для различных автомобилей, чьи выхлопы довольно приятно пахнут жареным подсолнечником. Традиционный бензин считается ничем не оправданной роскошью, и ездят на нем только мажоры-ретрограды. Конкурирует с «альтернативщиками» только концерн «Термояд», поставляющий для автомобилей специальные аккумуляторы, но к нему доверия нет после серии взрывов на термоядерных станциях. Такое будущее нас ожидает лет через 50, если верить фантастическому роману Яны Дубинянской «Н2О».
Действительно, производство биотоплива в мире начинает бурно развиваться именно в те периоды, когда мировая цена на нефть растет. В 2011 году после стремительного удорожания энергоресурсов тема производства топливного этанола и биодизеля из аграрной продукции снова становится актуальной. Для вертикально интегрированных компаний, контролирующих биотопливную цепочку, включающую выращивание на собственных полях сахарной свеклы или кукурузы, спиртзавод, мини-нефтеперерабатывающий завод и мощности по смешиванию этих компонентов, этот бизнес будет приносить немалый доход.
Этанол разбушевалсяНа биодизель в ближайшее время внутреннего спроса не будет, предполагает аналитик консалтингового агентства «ААА» Мария Колесник. «В Европе существуют слишком большие дотации для производителей биодизеля, и поэтому цена на экспорт рапса очень высока: 4,9-50 тыс. грн. за тонну. Это даже выше, чем можно было бы заработать, перерабатывая рапс в пищевое масло, на котором прибыльность всегда выше, чем на топливе», - считает она.
Поскольку Украина вряд ли в ближайшее время будет дотировать биотопливо в таком объеме, как Европа, более высокие шансы для развития имеет производство топливного этанола, который может производиться из отходов сахарных заводов или из зерна, преимущественно кукурузы. Правда, сейчас продукция отечественных спиртзаводов - одна из самых дорогих в мире из-за государственной монополии на этот сектор, означающей отсутствие инвестиций. Потому биотопливные ассоциации постоянно твердят о необходимости приватизации этой отрасли.
Биотопливо против традиционного топлива Цена фьючерса на этанол (CBOT, синий) и на газолин (NYMEX, зеленый), $/галлон
Но с нынешними ценами на бензин биотопливо удается выпускать даже государственным спиртзаводам. Наиболее известные производители топливного спирта - Гайсинский, Лохвицкий, Барский и Лужанский заводы. Их продукция добавляется в прямогонные или низкооктановые бензины в количестве 35-40%. «Это довольно выгодное соотношение, поскольку топливо, в котором биологическая доля составляет более 33%, согласно украинскому законодательству, освобождается от уплаты акциза. Более высокую концентрацию биодобавок делать рискованно - не все собственники автомобилей на это готовы», - говорит Виталий Давий, президент Ассоциации участников рынка альтернативных видов топлива и энергии.
Крупный бизнес темой биотоплива тоже интересуется. Так, группа «Континиум» Игоря Еремеева (сеть заправок WOG) приобрела недостроенный завод «Корон-агро», но пока производство так и не наладила. А один из богатейших отечественных аграриев, собственник агрохолдинга «Авангард» и Ukrlandfarming Олег Бахматюк собирается выращивать кукурузу для последующей переработки в топливо на мощностях, приобретенных во время поглощения компании «Дакор». Некоторые другие аграрные холдинги также заявляли о намерениях запустить подобные производства, но их продукции на рынке пока нет.
По оценкам Богдана Кочирко, заведующего лабораторией государственного НИИ «МАСМА», специализирующегося на технологиях производства биотоплива, строительство мини-НПЗ может обойтись в сумму около $5 млн., а вот оборудование для смешивания мощностью до 20 кубометров в час - всего порядка $15 тыс. Правда, нужна еще хотя бы нефтебаза, на которой и будет осуществляться смешивание.
$15 тысяч стоит установка для смешивания спирта с бензином. Это - минимальная инвестиция для производителя биологического топлива
Украинский рынок биотоплива пока не сформирован. Его только начинают в небольших количествах производить отдельные энтузиасты, которые обладают необходимым оборудованием и техническими условиями. Обычно они выставляют цену на топливо с биодобавками на 10-15 копеек за литр ниже, чем на традиционный бензин. Либо же не признаются, что бензин содержит биокомпонент, и отпускают его под видом обычного. Так, некоторые участники рынка подозревают, что несколько тысяч тонн содержащего спирт бензина ежемесячно вырабатывается даже на Кременчугском НПЗ. Однако пресс-секретарь компании Сергей Биленький это отрицает.
Второй крупный игрок рынка - «Азовская нефтяная компания», контролирующая мини-НПЗ в Мариуполе. Она наладила производство топлива под маркой Innovative Е95 с октановым числом 95 единиц. Свой бензин они смешивают с этанолсодержащей присадкой Лужанского спиртзавода в Черновицкой области, а также с другими присадками и добавками. В планах компании - увеличить производство альтернативного топлива до 20-30 тыс. тонн в год. «Реализация нашей продукции начата в Донецкой области, нами подписаны соглашения с сетью АЗС, на которой началось изучение потребительского мнения относительно нашего топлива. Ценовая политика определена ниже, чем традиционный бензин марки А92», - отмечает генеральный директор «Азовской нефтяной компании» Андрей Чередников.
|
|
ТЕГИ
ТОП-НОВИНИ
ПІДПИСКА НА НОВИНИ
Для підписки на розсилку новин введіть Вашу поштову адресу :