Фінансові новини
- |
- 25.12.24
- |
- 20:28
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
Импортный синдром: Украина сдает нефтерынок
16:04 18.04.2011 |
Почти половина продаваемых на украинском рынке светлых нефтепродуктов, т.е. бензина и дизельного топлива, - импортные. По данным статистики, за прошлый год в страну завезли 4,5 млн. тонн зарубежного топлива, или на 700 тыс. тонн больше, чем в 2009 году. В итоге импорт занял почти половину отечественного нефтерынка.
Все это происходит на фоне очередного падения объемов собственного производства нефтепродуктов. Причина банальна: наши НПЗ не могут конкурировать со схемами льготного ввоза нефтепродуктов. Разрыв между условиями ввоза сырой нефти и продуктов ее переработки давно приобрел угрожающие размеры.
Схема начала работать в 2005 году, когда Верховная Рада по просьбе правительства Юлии Тимошенко снизила ставку акцизного сбора и отменила ввозную пошлину на высокооктановые бензины и дизельное топливо. Тогда интересы трейдеров лоббировали две группы влияния.
Первая - во главе с депутатом от БЮТ Сергеем Пашинским, имеющим отношение к группе компаний «Фактор», которая владеет заправками в Житомирской области. Вторую представлял один из главных спонсоров Блока Литвина Игорь Еремеев, глава группы «Континиум», владеющей сетью заправок WOG и Херсонским НПЗ.
НПЗ в Херсоне для некоторых и является идеальным образцом будущего отечественного нефтепредприятия. Вот уже лет шесть предприятие не работает, что совершенно не мешает ему выигрывать конкурсы на поставку нефтепродуктов для железных дорог, атомных станций и прочих потребителей.
Данная схема работы предприятия, наверное, очень «дружественна для окружающей среды», но вот для региона и особенно для государственного бюджета - мягко говоря, не очень...
Вообще трейдеры образовали кучу посредников, через которых нефтепродукты поставлялись в Украину. И если ранее они шли через кипрские компании, то сейчас появились куда более экзотические варианты. К примеру, одна из групп поставляла нефтепродукты из Беларуси через компанию, зарегистрированную... в Новой Зеландии.
Не охваченной, кажется, осталась только Антарктида.
В 2004 году объемы отечественной нефтепереработки составляли 22 млн. тонн нефти, после введения льгот (в 2005 году) - 18,3 млн. тонн, а уже в прошлом году - 11,1 млн. тонн. В 2010-м доля импорта на рынке нефтепродуктов выросла до 45% - с 7% в 2004-м.
Интересно, что попытки журналистов получить комментарий у спикера ВР Владимира Литвина по поводу работы схемы с участием близких ему людей до сих пор успехом не увенчались. Вероятно, спикер, как и Верховная Рада в целом, выше таких мелочей.
С сентября прошлого года начала импорт пресловутая компания «Ливела», которая решением суда была освобождена от уплаты акциза и НДС. Ее услугами до недавних пор пользовались большинство нефтетрейдеров, уходя таким образом от уплаты налогов. Они получили возможность ввозить нефтепродукты из Таможенного союза дешевле, чем предлагали отечественные НПЗ.
В итоге, благодаря импорту, бизнес АЗС участвующих в схемах компаний стал сверхприбыльным: стоимость закупки сырья серьезно упала, а розничные цены на бензин практически не снижались.
Зато, как уже было сказано выше, реально работающие НПЗ постоянно балансировали на грани остановки. Сейчас они работают от силы на треть располагаемой мощности.
И если Херсонский НПЗ, точнее, его владельцы, прекрасно себя чувствует, не перерабатывая ни тонны нефти вообще, ситуация на Лисичанском или Одесском заводах или заводах на Западе Украины куда боле сложная. Производство просто нерентабельно...
|
|
ТЕГИ
ТОП-НОВИНИ
ПІДПИСКА НА НОВИНИ
Для підписки на розсилку новин введіть Вашу поштову адресу :