Фінансові новини
- |
- 28.12.24
- |
- 06:50
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
Пальцем в дизель
12:32 21.08.2008 |
Вчерашняя атака Антимонопольного комитета на производителей и продавцов и дизеля была ожидаемой, но от этого не стала менее загадочной.
Ожидаемой она стала сразу после недельной давности выступления первого - вице - премьера Александра Турчинова. Тогда, на встрече с нефтяниками он порекомендовал им снизить цены на 12 - 15%. Из - за удешевления на мировых рынках. То есть, цена литра дизтоплива, по расчетам Турчинова, должна была опуститься до 6.1 гривен. В противном случае Турчинов пообещал уже через неделю соответствующие действия АМКУ. Как видим, Антимонопольный уложился в срок.
Почему решение АМКУ выглядит странным?
Во - первых, обоснованностью розничных цен сегодня занимается секретариат экспертно - аналитической группы, который создан при госпредприятии "Укрнефтехимпереработка". Именно этот орган, в который входят представители Минтопэнерго, крупнейшие участники рынка и эксперты, ежедекадно обнародует рекомендованные цены для украинских АЗС. И практически весь этот год, стоимость ДТ экспертами оценивалась выше того же 95 - го бензина.
Правда, сама рекомендованная секретариатом цена вызывает массу критики. Например, из - за того, что цифры в ней зачастую выше реальных. В Минтопэнерго даже обещали изменить подход к формированию формулы. Пока, однако, - безрезультатно.
То есть с ценами экспертов можно спорить. Но основную тенденцию рынка их "рекомендации" улавливают. По крайней мере, с этим согласны и Минтопэнерго, и правительство. Ведь последнее заседание экспертно - аналитической группы возглавлял сам Александр Турчинов. И в итоговом протоколе заседания от 13 августа Секретариту рекомендуется и рынок дальше мониторить, и ценовой коридор устанавливать . Никаких подозрений в потакании сговору...
Во - вторых, ранее эксперты объясняли резкий рост стоимость дизеля увеличением его потребления в Европе. Большая экономичность дизельных двигателей увеличила интерес к этому топливу со стороны автомобилистов. Такая же тенденция, кстати, наблюдается и в Украине. За последние пару лет продажи автомобилей на дизеле увеличились с 1% до 10%. К этому надо добавить увеличение (пусть пока еще и не очень значительное) потребления солярки армией и предприятиями торговли.
Поэтому даже более низкая себестоимость производства ДТ по сравнению с А - 95 не смогла остановить резкое подорожание. Спорить о каком - то незначительном завышении стоимости дизеля на украинских АЗС можно. Особенно, если учесть, что в стоимости украинского бензина доля налогов как минимум вдвое ниже, чем в Европе и Прибалтике. А качество - еще ниже. Но общая мировая тенденция, уверяют эксперты, довольно объективно освещается на стеллах наших АЗС.
И самое пикантное. Активность АМКУ на рынке нефтепродуктов совпала с прогнозами экспертов о значительном удешевлении дизтоплива в конце августа - начале сентября. Так, согласно выводам проекта Дерзовнишинформ "Украинские нефтепродукты", в третьей декаде текущего месяца стоимость литра солярки может опуститься до 6,3 - 6,45 гривен. То есть, на 70 - 55 копеек. При этом, эксперты отмечают уже начавшееся снижение цен на АЗС. И темпы удешевления дизтоплива практически вдове опережают темпы снижения стоимости бензина.
И если этот прогноз сбудется, Антимонопольному комитету представится прекрасная возможность заявить о реальности своей работы. И пусть даже цены на дизтопливо не достигнут "планки" Александра Турчинова - зато будут проведены переговоры с производителями, консультации с экспертами (что АМКУ уже пообщещало) и достигнуто мировое соглашение. И как - то сойдут "на нет" рекомендации экспертов к Комитету активнее заниматься рынком на протяжении всего года. Ведь цены на дизтопливо догнали бензинные в Украине еще в январе.
Юрий Школяренко