Фінансові новини
- |
- 20.11.24
- |
- 01:22
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
"Киевские Ведомости": Государство и нефтяники пытаются прийти к консенсусу
14:55 17.10.2005 |
Отдельные представители власти упорно критикуют нефтяные компании то за создание монопольного положения на рынке, то за якобы невыгодные условия транзита сырья. Но в то же время чиновники забывают о значительных выгодах от сотрудничества с ними.
На прошлой неделе цена фьючерсов на нефть марки Brent на ноябрь на Международной нефтяной бирже в Лондоне оставалась довольно высокой - 60 долл./барр. Стоимость российского сырья Urals (c.i.f. порты Средиземноморья) составила 56,53 долл./барр. Экспортный ресурс из РФ с доставкой в порты Западной Европы (Urals) 13 октября стоил 56,13 долл./барр, а Siberian Light - 59,28 долл./барр.
Дорожает и украинское сырье. Так, "Укрнефть" повысит стартовую цену ресурса на аукционе УФБ 18 октября на 11% - до 2 540 грн./т.
ГОСУДАРСТВО И НЕФТЯНИКИ
На прошлой неделе Антимонопольный комитет (АМК) принял противоречивое решение, признав компании ООО "Линос", "ТД 'ТНК - Украина'" и ЗАО "Укртатнафта" коллективными монополистами на общегосударственном рынке бензина. "В статусе монополиста нет ничего постыдного, это просто означает больший контроль с нашей стороны, - заявил глава АМКУ Алексей Костусев. - У нас в стране множество компаний, которые получили статус монополистов, в том числе и на рынке мобильной связи".
С ним согласен и президент ООО "ТНК - ВР Украина" Александр Городецкий, заявивший о том, что не видит в них значительных проблем.
Как представитель партнерской "ТД ТНК - Украина" компании Александр Городецкий отметил, что, согласно законодательству Украины, монополизм не является нарушением.
При этом он подчеркнул, что "сегодня в Украине много монополистов - и в секторе железнодорожных перевозок, и в сотовой связи, и в энергетической системе". По его словам, важно то, что АМК подтвердил - "ТД ТНК - Украина" не злоупотреблял монопольным положением. "Поэтому я не вижу проблемы в признании нашего бывшего торгового партнера монополистом", - заявил топ - менеджер.
Президент "ТНК - ВР Украина" напомнил, что согласно сообщению АМК, на момент расследования, то есть в 2004 году, доля торгового дома на рынке бензина превышала 40%. Однако, по его словам, государство в этот период активно призывало нефтяников к подписанию различных меморандумов, в которых обязывало НПЗ увеличить объемы производства.
Городецкий напомнил, что всех трейдеров стимулировали максимально наращивать продажи, чтобы перенасытить рынок и тем самым удержать цены на нефтепродукты. "И я помню, что в то время ТД обращался в АМК за разъяснениями: не являются ли подписанные с правитель - ством меморандумы нарушением антимонопольного законодательства", - подчеркнул он.
Глава "ТНК - ВР Украина" отметил, что нефтяников интересовало, каким образом будет трактоваться формирование правительством единой цены на розничном и оптовом рынках, согласование объемов производства и будет ли это расцениваться как антиконкурентные действия. "Насколько я помню, тогда все производители и продавцы получили разъяснения, что здесь нет каких - либо антиконкурентных действий, а есть государственные задачи, которые нужно выполнять. И на тот момент торговый дом честно выполнял поставленную задачу, не злоупотребляя своим положением и не вступая с кем - либо в сговор. Поэтому я не исключаю, что это предприятие действительно могло превысить антимонопольный порог", - сказал президент компании.
ПЕРЕРАБОТКА
Ситуация на НПЗ в октябре выглядит следующим образом. Двое из шести предприятий - Одесский и Херсонский НПЗ - по - прежнему не работают. Однако, к счастью, на малых оборотах запустился НПК "Галичина", показатели которого в конце октября могут составить максимум 90 тыс. тонн сырья. Согласно планам руководства, ремонт на предприятии продлится до 1 января 2006 года. Однако задолженность Налоговой администрации по возврату НДС сильно снижает капитал Дрогобычского НПЗ. Поэтому при таких раскладах простой объекта может затянуться.
Вопросом возврата НДС озабочены и менеджеры "Укртатнафты". И сегодня Кременчугский НПЗ перерабатывает сырье на давальческих условиях, получая в качестве оплаты 14 долл. за каждую тонну нефти.
Стабильно работает "ЛиНОС". В прошлом месяце предприятию удалось справиться с 650 млн. тонн нефти. По прогнозам специалистов, в октябре этот объем сохранится.
"Нефтехимик Прикарпатья" в середине текущего месяца останавливается на ремонт. А потому снизит объемы переработки на 75 тыс. тонн.
ТРАНЗИТ
На прошлой неделе вице - президент "ТНК - ВР Украина" Александр Грабовский заявил, что считает проект транспортировки российской нефти по маршруту "32 - й километр государственной границы Украины - Броды - МНТ "Южный" выгодным как для украинской, так и для российской сторон."При анализе ситуации нужно понимать, что конъюнктура российского нефтяного рынка в этом году существенно изменилась. В третьем квартале 2005 года российское ОАО "АК "Транснефть" впервые отметило профицит мощностей, а Россия, при росте экспортной пошлины на нефть, уменьшила экспортную пошлину на нефтепродукты", - приводятся в пресс - релизе слова вице - президента "ТНК - ВР Украина" Александра Грабовского.По его словам, в настоящее время нефтетрейдерам стало выгоднее перерабатывать нефть на российских заводах и экспортировать готовые нефтепродукты, несмотря на незначительный прирост добычи сырья в РФ. "Поэтому нет ничего удивительного в том, что объемы нефти, которую Россия отправляет на экспорт, в целом снизились. Это затронуло и Украину", - отметил вице - президент "ТНК - ВР Украина".
При этом, по его словам, трубопровод "Броды - Одесса" стабильно загружается нефтью и объемы прокачки по нему только растут, в отличие от Приднепровских магистральных нефте - проводов, где наблюдается значительное снижение объемов транспортировки сырья.
Господин Грабовский обратил внимание на тот факт, что сокращение транзита нефти через Украину во многом состоялось из - за отказа от прежних схем транспортировки со стороны казахских производителей нефти.
"Безусловно, сборы и услуги, действующие, например, в порту Приморск (РФ, Балтийская трубопроводная сеть) значительно дешевле, чем в порту Одесса и, тем более, морском терминале "Южный". Это признак того, что необходимо улучшать экономику портов, гибкость нефтетранспортной системы в целом. Мы уже долго говорим о "плавающем" тарифе прокачки по "Броды - Одесса". Чем больше прокачал - тем меньше тариф. В абсолютных цифрах Украина только выигрывает, и это сугубо экономический инструмент", - отметил топ - менеджер "ТНК - ВР Украина".
По его словам, становление реверсного маршрута происходит фактически без поддержки государства. "Недавно снова вернули 50% скидки на сборы в порту Южный, однако при этом стали начислять НДС на услуги в порту. Это в какой - то степени напоминает обмен шила на мыло - вместо конструктивной работы над усовершенствованием экономики проекта мы периодически слышим об "убыточности" реверса, что не может не удивлять специалистов", - заявил нефтяник.
Он отметил, что с момента начала реверсной эксплуатации данного маршрута ОАО "Укртранснафта" уже получило 56,3 млн. долл. дохода, а сам реверсный контракт позволил привлечь в страну технологическую нефть по цене около 267 долл./т.
При этом Александр Грабовский подчеркнул, что сейчас это же сырье на рынке стоит более 410 долл./т, и реальное увеличение капитализации "Укртранснефти" от приобретения технологической нефти (к началу октября 2005 года) составляет 165,1 млн. долл.
Александр ПАЛАГИН