Фінансові новини
- |
- 20.11.24
- |
- 01:29
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
"Киевский ТелеграфЪ": Проблемный рынок нефти (Ситуация на рынке ГСМ)
08:20 17.10.2005 |
Сегодня ситуация на рынке ГСМ оставляет желать лучшего. Три из шести украинских НПЗ простаивают, а остальные постепенно снижают объемы переработки. Но фантастические проекты отвлекают внимание властей от реальных проблем.
Стоимость черного золота в мире с конца прошлой недели снова начала расти. Так, котировки на Нью - Йоркской товарной бирже в пятницу утром повысились до $61,8 за баррель. Цена российской нефти urals в четверг составила $54 за баррель. Экспортное сырье из РФ с поставкой в порты Западной Европы стоило $53,6 за баррель, siberian light - $56,78 за баррель.
Между тем, пока российские компании реально обеспечивают сырьем украинские НПЗ, НАК "Нефтегаз Украины" берется за неосуществимые проекты. Так, в четверг во Львове компании ComOxy LLC (США), Bortex Enterprises (США), "Арголид" (Львов) и "СТЕК" (Киев) подписали с председателем Львовской облгосадминистрации Петром Олийныком и главой правления НАК Алексеем Ивченко меморандум о строительстве в Бродах нефтеперерабатывающего завода общей стоимостью около $3 млрд. Соглашение заключили в присутствии Президента Виктора Ющенко. Попытка выяснить, чем руководствовались ComOxy LLC, Bortex Enterprises, "Арголид" и "СТЕК" при принятии решения об инвестициях в данный НПЗ, успехом не увенчалась. В компании "Арголид" заявили, что не могут комментировать капиталовложения в нефтяную отрасль, поскольку отвечают лишь за аграрную часть проекта. В офисе "СТЕК" от объяснений отказались, сославшись на отсутствие руководства. А представителей ComOxy LLC и Bortex Enterprises вообще найти не удалось. В пресс - службе посольства США затруднились назвать телефоны обеих фирм, а поиск по системам Yahoo и Google также не принес результатов - предприятий с такими названиями в ведущих поисковых системах мира не оказалось.
Не принес результата и поиск американских инвесторов через экспертов рынка. "Я впервые в жизни слышу о компаниях, которые должны участвовать в строительстве нового НПЗ в Бродах. Мне неизвестно, где эти компании будут получать нефть для завода и где возьмут столь значительные инвестиции. Либо эти компании являются темными лошадками мирового инвестиционного бизнеса, либо это просто маскарад", - заявил аналитик Dragon Capital Андрей Дмитренко.
Напряженные отношения нефтяников и правительства привели к снижению переработки нефти отдельными украинскими нефтеперерабатывающими заводами. Так, Кременчугский НПЗ в сентябре снизил производство бензина на 26,8% по сравнению с августом, до 101,8 тыс. тонн, дизтоплива - на 6,9%, до 136,8 тыс. тонн, мазута - на 18,1%, до 115,4 тыс. тонн. А Дрогобычский и Херсонский НПЗ в прошлом месяце вообще не работали из - за невозвращения НДС налоговой администрацией. Положительным примером стал лишь Лисичанский НПЗ, который увеличил производство бензина на 50,4%, до 183,6 тыс. тонн, дизтоплива - на 8,5%, до 184,6 тыс. тонн.
Еще одной негативной тенденцией стало стремление властей - как можно скорее запустить нефтепровод Одесса - Броды в прямом направлении. По их мнению, прокачка российского сырья является невыгодной. Но, похоже, чиновники забывают о множестве положительных сторон в сотрудничестве с "ТНК - ВР".
Напомним, что в сентябре 2004 года Кабмин принял предложение "ТНК - ВР". И в трубу, которая несколько лет благополучно простаивала, наконец - то начали закачивать нефть вместо консерванта. Правда, не прошло и полугода, как новые чиновники стали хором твердить, что реверс Одесса - Броды невыгоден и противоречит национальным интересам страны. И нужно в срочном порядке запускать сырье в прямом направлении.
Но наблюдатели задаются вопросом: а что же, собственно, в сотрудничестве с "ТНК - ВР" плохого? То, что компания предоставила властям льготный кредит на закупку технологического сырья для трубопровода? Напомним, что правительство приобрело 425 тыс. тонн нефти за $108 млн. То есть сегодня власти выплачивают "ТНК - ВР" за каждую тонну энергоносителя около $250. В то же время отечественные нефтеперерабатывающие заводы отдают за ресурс свыше $400 за тонну. Сегодня "Укртранснефть" выплатила около $21 млн. А если бы власти сейчас продали технологическое сырье по нынешней цене и вернули бы всю стоимость займа, то их чистая прибыль составила бы около $44 млн.