Фінансові новини
- |
- 20.11.24
- |
- 02:23
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
"Киевский ТелеграфЪ": Действия властей могут ухудшить ситуацию на нефтяном рынке
08:46 13.06.2005 |
Правительство утверждает, что топливный кризис в Украине благополучно завершился. Однако наблюдатели считают, что новые ошибки властей могут спровоцировать очередной дефицит горючего. Административные рычаги влияния, к которым прибегла правительственная команда, доказали свою неэффективность. Кабинету министров пришлось отказаться от применения ограничительных мер. Но, по мнению наблюдателей, этого недостаточно:
Ведь помимо искусственного сдерживания цен, чиновники совершили еще ряд действий, которые могут создать дополнительные проблемы для нефтяной отрасли. Так, 17 мая Верховная Рада приняла закон, который предусматривает введение нулевой ставки ввозной пошлины на автомобильное топливо. Ранее на украинской границе поставщики горючего обязаны были перечислять в бюджет от 15 до 40 евро с каждой тонны бензина и 1,5 евро с тонны солярки. По мнению представителей Кабмина, подобное новшество должно благотворно отразиться на отрасли, поскольку цены на нефтепродукты "будет регулировать рынок".
Сегодня, по данным КМ, в Украину поступило свыше 100 тыс. тонн импортного топлива. Однако реальные показатели свидетельствуют о другом. Так, согласно статистике, в страну завезено немногим больше 57 тыс. тонн. Кроме того, из Литвы на данный момент вместо обещанных 70 тыс. тонн получено всего 6,8 тыс.
Более того, эксперты полагают, что к подобным мерам можно прибегать лишь в экстренных случаях. Ибо снятие импортных барьеров может навредить отечественным нефтепереработчикам. Ведь Украине уже довелось пережить такую ситуацию в 90 - х годах. Но, похоже, власть так и не усвоила этот урок.
Снятие барьеров в виде импортных пошлин может сильно ударить по отечественной перерабатывающей отрасли и в конечном итоге привести к полной остановке заводов. Для чего Украине покупать горючее за рубежом, если ее НПЗ не загружены полностью? - интересуются аналитики. Так, мощность кременчугского гиганта "Укртатнефть" - 18,6 млн. тонн сырья в год, а "ЛиНОС" - около 16 млн. Между тем в течение указанного периода каждое из этих предприятий в среднем перерабатывает немногим больше 2 млн. тонн черного золота. И как после этого можно говорить о необходимости создания новых комплексов и импорта бензинов?
Рассмотрим также вопрос об альтернативных источниках поставок нефти в Украину. Сегодня в нашу страну поступает российское сырье марки Urals в среднем по $320 за тонну. Более того, энергоносители доставляются на большинство заводов по трубопроводу, что выгоднее экономически, ибо перевозка по железной дороге взвинтила бы стоимость до $412 за тонну.
Звучало также предложение поставлять каспийскую нефть в Одесский порт по Черному морю. Однако здесь затраты на транспортировку значительно увеличивают стоимость сырья для переработчиков. Ведь смесь, которая доставляется из Азии Каспийским трубопроводным консорциумом (КТК), стоит немногим меньше лондонской Brent, но гораздо дороже российской Urals. Так, за тонну черного золота в Новороссийске придется заплатить $378,3 за тонну. Затем к этой цифре добавится портовый сбор ($0,9), перевалка ($2,1), фрахт ($12,9), а также другие расходы, и в Одесском порту за энергоноситель запросят уже $395. Если же доставить эту нефть с морского побережья на западноукраинские НПЗ, то она обойдется им примерно в $410.
А это автоматически повысит цену бензина для потребителей. Ведь при сегодняшней цене российской Urals за тонну бензина А - 95 оптовики просят около 3,78 тыс. грн. Если же прибавить к этому затраты на перевозку (150 грн./т), хранение (40 грн./т), расходы АЗС (247 грн./т) и некоторые другие, то на заправке при нулевой доходности это горючее будет стоить 4,36 тыс. грн./т или же 3,31 грн./л в рознице. А чтобы получить прибыль в размере 5%, трейдерам нужно реализовывать свой товар по 3,5 грн./л. Продукция из дорогостоящей каспийской нефти обойдется автомобилистам гораздо дороже.
Да и диверсификацию источников нефти следует проводить поэтапно, а не хвататься за голову в период очередного кризиса, считают эксперты. Так уж исторически сложилось, что сегодня Украина сильно зависит от российских поставок сырья.
К тому же если власти сделают ставку на отечественную переработку, а не на импорт нефтепродуктов, то получат очевидную выгоду. Во - первых, это упомянутый выше ресурс по низкой цене. Во - вторых, прибыльность украинских НПЗ обеспечит стабильные налоговые поступления в государственный бюджет, а также доходы от импорта сырья и экспорта готовой продукции. В - третьих, это даст возможность избежать большой разницы между спросом и предложением горючего и тем самым уберечь рынок от его дефицита или избытка.
Стоит ли говорить о том, что либерализация нефтяного рынка позволит игрокам вкладывать средства на долгосрочную перспективу и значительно улучшит инвестиционный климат в стране? Поэтому, по мнению аналитиков, властям сегодня не стоит принимать поспешные решения.