Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

"Киевский ТелеграфЪ: Истинная причина подорожания горючего

Украинский потребитель уже привык на протяжении последних полутора лет к снижению стоимости горючего на АЗС, и лишь рост цен в начале сентября напомнил ему, что Украина уже интегрирована в мировой рынок, по крайней мере, энергетический. К концу месяца страсти вокруг роста цен поутихли, и пришло самое время разобраться в истинных причинах подорожания.

Осенний рост цен связывали со многими причинами - и ростом мировых цен, и сговором нефтетрейдеров, и реэкспортом нефти из Украины, и снижением поставок на НПЗ украинской нефти. Некоторые даже договорились до саботажа со стороны российских нефтяных компаний, которые страстно жаждут реверса Одесса - Броды и ценой на горючее "насилуют" украинское правительство. Не комментируя высказывания горячих голов, попробуем отыскать причину роста цен с помощью цифр и фактов. При этом постараемся дать ответ на вопрос о росте цен, который ожидает украинского владельца авто в октябре.

Российское сырье и национальное "золото"

В начале года российский рынок нефти был завален черным золотом, и, согласно рыночному механизму, стоимость нефти при высоких мировых ценах оставалась довольно низкой. Переизбыток нефти в России объяснялся не только низким зимним спросом, но и тем, что не было навигации по российским речным "нефтяным потокам". Весной лед сошел, да еще и увеличение пропускной экспортной способности преподнесла российским нефтяникам "Транснефть", и в результате с конца зимы до начала лета цена нефти Urals выросла со $145 до $196 за тонну.

Украинские производители, владельцами которых являются российские нефтяные компании, пользовались "ценовой индульгенцией", согласно которой цена "сырья в Украину", несмотря на 20 - процентный НДС, была ниже на 10 - 30%, чем экспортируемого в дальнее зарубежье. Например, если для украинских производителей цена российской нефти в первом квартале сего года находилась на уровне $89 - 94 за тонну, в мае - $115, то уже в конце июля - $135 - 154, а к концу августа выросла до $182 - 196. "Если в июле на "Лукойл - Одесский НПЗ" нефть поступала по $130, то в августе - уже по $190 за тонну", - отмечает генеральный директор предприятия "Литаско - Украина" Алексей Беленький. Поэтому, говорит он, единственной реальной причиной повышения цен на нефтепродукты в Украине является повышение цен на нефть на мировом и российском рынках.

В начале сентября стоимость российской нефти марки Siberian Light выросла до $200 за тонну и только к двадцатым числам ее цена снизилась более чем на четверть. Именно к этому времени стоимость нефтепродуктов в Украине стабилизировалась. Украинская нефть составляет незначительную часть потребления, но, по признанию украинских чиновников, именно она играет (или пытается играть) ценообразующую роль на рынке нефтепродуктов. И в этой связи следует отметить, что этот единственный свой рычаг (если учесть, что государство до сих пор остается совладельцем ОАО "Укрнефть") украинское правительство добровольно упустило.

Во - первых, цены на украинскую нефть в течение января - июня значительно превышали цены на российскую нефть. Если в январе цена одной тонны украинской нефти составляла $151, то уже к февралю выросла до $207, или превышала цену российской более чем в два раза!

Правда, в марте - июне цена снижалась, достигнув отметки $158. Но уже в июле началось подорожание украинского сырья, которое повторяло тенденции мировых и российских цен, что привело к ее стоимости в конце августа $201,9 за тонну.

Во - вторых, обращает на себя внимание еще один вопрос. Странным образом в июле - сентябре украинские нефтедобывающие предприятия снизили объем предложения черного золота на УМВБ. Если в июне было предложено 239,3 тыс. тонн, то в июле - 194,5, августе - 197,4, сентябре - 218,7.

Поэтому по меньшей мере неадекватными кажутся обвинения министра топлива и энергетики Украины Сергея Ермилова в адрес Лисичанского НПЗ, куда якобы недопоставили нефть из - за ее реэкспорта, что и послужило толчком к росту цен. По данным Минтопэнерго, в июле на "ЛиНОСе" было переработано 584,5 тыс. тонн нефти (30,2% общего объема в Украине), а в августе - 654,5 тыс. тонн нефти (35,2%). Эти цифры красноречиво показывают, что объем переработки нефти на предприятии в августе вырос и вплотную приблизился к максимально допустимому антимонопольным законодательством значению. "Правительство неоднократно принимало неверные решения в вопросе регулирования рынка ГСМ. В частности, в свое время импортерам вводили льготы, а для НПЗ оставляли все налоги, и это приводило к остановке заводов, их простоям. А простои для нефтепереработки равносильны смерти уникальных производств, ведь здесь необходим замкнутый цикл", - говорит Александр Шубко, коммерческий директор АО "НПК - Галичина". Более того, Верховная Рада, наступая на старые грабли, в сентябре в очередной раз предложила льготы для импорта горючего. Пока Кабинет министров не поддается на "депутатскую провокацию".

Реверсная спекуляция

Использованию многострадального нефтепровода Одесса - Броды в качестве козырного туза в правительственной игре корпоративных интересов приходит конец.

"Укртранснефть" в сентябре объявила тендер по заполнению нефтепровода технологической нефтью. Вопреки заверениям европейских функционеров и правительственных чиновников, что это будет казахстанская нефть, предложений от компаний, добывающих ее, не поступило.

Единственной компанией, откликнувшейся на предложение "Укртранснефти", оказалась ТНК - ВР. И это еще раз снимает все предубеждения и двусмысленность в реализации проекта загрузки нефтепровода Одесса - Броды. Работа нефтепровода никого в Европе или Казахстане на деле не волнует.

Предложение же ТНК - ВР является логичным завершением предложения по заполнению нефтепровода и началу транзита по нему нефти со стороны как ТНК - ВР, так и "ЮКОС", "Сибнефти", "Роснефти", "Сиданко" и "Транснефти".

"Закачка технологической нефти в трубопровод в зимний период гораздо сложнее, чем сегодня, поэтому нужно действовать уже сейчас. Не говоря уже о том, что залить нефть разных сортов в трубопровод - это нереально, произойдет потеря качества более дорогого каспийского сырья. Если же залить каспийскую нефть, которой просто нет, то это значит надолго оставить нефтепровод пустым. Ведь сырье с Каспия нужно доставлять по трубопроводу "Дружба" в Европу без потери качества, а для этого нужен банк качества нефти, то есть дополнительный резервуарный парк, которого нет", - считает Михаил Стецькив, директор предприятия Приднепровских магистральных нефтепроводов.

Оказывается, именно российская нефть должна и может быть закачана в нефтепровод Одесса - Броды еще и потому, что она не требует создания банка данных при транспортировке сырья по нефтепроводу "Дружба" (а иначе сегодня, пока не построен нефтепровод Броды - Плоцк - Гданьск, транспортировать нефть в Европу невозможно и невыгодно). Более того, оказывается, что именно российская нефть марки Urals сегодня прокачивается по "Дружбе" и 52 - километровому участку нефтепровода Броды - Одесса.

Загрузка нефтепровода Одесса - Броды технологическим сырьем позволит начать его эксплуатацию, а значит - поставку сырья трубопроводным транспортом и на западноукранские НПЗ.

В прошлый вторник Президент Украины Леонид Кучма в очередной раз поддержал проект наполнения пустующего нефтепровода Одесса - Броды сырьем российского происхождения. На вопрос, не повредит ли реверс трубопровода интересам Украины, Президент отметил, что, по его мнению, от реверса может быть только польза. По его словам, правительство должно решать проблемы загрузки трубы только с экономической точки зрения и, в свою очередь, отметил ряд проблем с заполнением объекта сырьем. "Я хотел бы получить четкие ответы на следующие вопросы: кто продавец нефти, способный заполнить этот трубопровод? Какая компания купит это сырье в Европе? И, наконец, последний вопрос: кто нам даст гарантии на 100 млн. тонн, что заполнит трубу технологическим сырьем. Эти вопросы - пока без ответов", - сказал Президент.

Поскольку в тот же день пресс - конференцию провел глава "Укртранснефти" Александр Тодийчук, журналисты переадресовали вопросы Леонида Кучмы ему. Вот что довелось услышать от Тодийчука: "Я ставил в известность Леонида Кучму о том, кто конкретно покупатель и продавец нефти, но вам сказать этого не могу, поскольку это конфиденциальная информация". На вопрос корреспондента: может ли г - н Тодийчук назвать хотя бы одного потенциального поставщика технологического сырья для заполнения нефтепровода Одесса - Броды, кроме ТНК - ВР, уполномоченный по ЕАНТК ответил: "Такие поставщики есть, но это тоже конфиденциальная информация". В то же время замминистра иностранных дел Александр Чалый призвал журналистов "вспомнить о том, что вопрос нефтепровода Одесса - Броды - политический". Однако Леонид Кучма не согласился с такой формулировкой, сообщив на своей пресс - конференции: "Я еще раз призываю Кабинет министров решать вопрос заполнения трубопровода исключительно из экономических расчетов, но не политических". Согласно данным пресс - службы "Укртранснефти", сегодня предложения о заполнении трубопровода Одесса - Броды технологической нефтью поступило только от ТНК - ВР. Другие компании, в частности Азербайджанская государственная нефтяная компания, прислали в адрес "Укртранснефти" официальный отказ от участия в заполнении трубопровода на условиях компании. Выступил Тодийчук и с еще одним довольно странным заявлением, сказав о том, что договор между "Укртранснефтью" и ТНК - ВР о загрузке трубопровода технологической нефтью составлен - де зарубежными юристами, не знающими специфики украинского законодательства. Но, как сообщили в пресс - службе "ТД "ТНК - Украина", "с юридической точки зрения, заключение сделок по заполнению нефтепровода Одесса - Броды нефтью находится в компетенции наблюдательного совета ОАО "Укртранснефть". Поскольку в данном конкретном случае речь шла о заключении договора между двумя хозяйствующими субъектами на поставку технологической нефти. Документацию готовили корпоративные юристы международной компании ТНК - ВР (как российские, так и украинские) в плотном взаимодействии с юристами "Укртранснефти". "Предложенные к рассмотрению на наблюдательном совете договоры изначально разрабатывались в соответствии со всеми нормами украинского законодательства. Не хотелось, чтобы данная сделка переводилась из экономической плоскости в политическую, поскольку она имеет все шансы стать беспрецедентным примером успешного кредитования госкомпании коммерческой структурой. По данным Минэкономики, до сих пор ни один субъект хоздеятельности в Украине товарных кредитов в таких объемах и на таких выгодных условиях не получал", - говорят в пресс - службе.

Запрет на экспорт приведет к остановке заводов

Работа украинских НПЗ может быть парализована из - за значительного усложнения процедуры регистрации отправляемых на экспорт ГСМ. 16 сентября Кабинет министров Украины издал постановление, в соответствии с которым контракты по экспорту нефти и нефтепродуктов следует регистрировать в Минтопэнерго и Минэкономики. Этим же ведомствам было поручено разработать процедуру регистрации контрактов. Как заявил Павел Овчаренко, председатель правления крупнейшего в стране НПЗ - "Укртатнефти", ведомства до сих пор не разработали соответствующий регламент, и заводы не могут зарегистрировать свои экспортные контракты. А утром 26 сентября по приказу Центральной энергетической таможни отправка нефтепродуктов на экспорт была остановлена. Это уже третье ограничение на экспорт нефтепродуктов, введенное в Украине с начала этого года. В марте и начале сентября решения об этом принимала Украинская железная дорога. Председатель наблюдательного совета "Укртатнефти", первый вице - премьер Татарстана Равиль Муратов в беседе с журналистами решение украинских таможенников назвал "крайне неприятной неожиданностью". "По нашим подсчетам, для регистрации контрактов понадобится не менее девяти дней. Соответственно, мазут и светлые нефтепродукты будут скапливаться в резервуарах, хранить новую продукцию будет негде. Поэтому мы не исключаем возможности приостановки НПЗ, и не только нашего", - сказал Муратов. По его словам, все это грозит срывом контрактов и штрафными санкциями со стороны получателей продукции. Убытки завода при этом могут составить около $8 млн. "Мы готовим обращение к правительству Украины, но считаем, что и само правительство поймет нелогичность принятых решений, которые могут привести к сужению рынка нефтепродуктов", - говорит Муратов. Алексей Беленький, гендиректор компании "Литаско" (дочернее предприятие "Лукойла", владеющего Одесским НПЗ), сказал, что решение правительства о регистрации экспорта нефтепродуктов "уже приводит к затоварке складов НПЗ. Когда она достигнет критического уровня, заводы остановятся, и на рынке начнется настоящий дефицит". По его словам, те, кто инициировал запрет экспорта для стабилизации нефтерынка, добьются обратного эффекта. С ним согласен и директор отраслевого объединения "Укрнефтехимпереработка" Николай Приймак, который считает, что процедура согласования контрактов с Минтопэнерго и Минэкономики слишком затянута, а перечень необходимых документов чересчур громоздкий. "Это еще один шаг в сторону коррупции в украинских государственных органах власти. Ведь регистрация - это возможность для вымогательства", - говорит Приймак. Представитель торгового дома "ТНК - Украина", управляющего вторым по мощности Лисичанским НПЗ (Луганская обл.), тоже полагает, что остановка экспорта может привести к сокращению переработки нефти, а в дальнейшем - к остановке завода, так как НПЗ экспортирует 90% производимого мазута. В пресс - службах вице - премьера по ТЭК Виталия Гайдука и Минтопэнерго комментировать фактический запрет экспорта отказались. По словам одного из менеджеров "Укртатнефти", для обсуждения сложившейся ситуации готовится встреча крупнейших нефтепереработчиков Украины с представителями правительства, которая должна состояться на этой неделе.

За матеріалами: Кiевскiй Телеграфъ
 

ТЕГИ

Курс НБУ на завтра
 
за
курс
uah
%
USD
1
41,9048
 0,0777
0,19
EUR
1
43,9581
 0,0438
0,10

Курс обміну валют на сьогодні, 09:38
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,5240  0,10 0,24 42,1224  0,08 0,19
EUR 43,7248  0,09 0,20 44,4100  0,07 0,16

Міжбанківський ринок на сьогодні, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,8850  0,05 0,12 41,9050  0,05 0,13
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес