Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

"Деловая столица": Нефтяное давление на Украину продолжается

Примерно в те же сроки, когда Украина подписала договор о присоединении к Единому экономическому пространству, премьер - министр РФ утвердил решение о повышении экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты.

Причем эти ограничения не распространяются на страны старого экономического блока - Таможенного союза стран СНГ (Россия, Беларусь, Казахстан и Кыргызстан). Следует отметить, что в число государств, на которые не распространяется нынешнее повышение нефтяных экспортных пошлин, входят три из четырех стран новообразованного ЕЭП. Среди них - Беларусь, НПЗ которой заполняют весомую долю внутреннего рынка Украины.

С 1 октября ставки пошлины на нефть повысятся на $8,7/т и составят $33,8/т, на нефтепродукты вырастут на $7,8 - до $30,4/т. Повышение ставок правительство РФ связывает с политикой привязки тарифных ограничительных мер нефтеэкспорта к динамике средневзвешенных биржевых цен на российскую топливную смесь Urals. Цены украинского рынка сырой нефти из - за относительной близости к российским источникам сырья традиционно ниже мировых. Не стал исключением и нынешний сезон, когда они составляют $190 - 200 за тонну при $220 - 225 на мировых рынках. Такая разница биржевых цен в случае повышения экспортных ставок заставляет российских нефтеэкспортеров применять достаточно простую политику избежания уплаты пошлин - они сокращают экспортные поставки в Европу (особенно это касается наиболее дорогостоящих ж/д поставок) и одновременно увеличивают временный ввоз сырья на украинские НПЗ. При этом из - за необходимости избежания начисления двойного НДС подавляющее большинство подобных поставок оформляется в виде временного ввоза в нашу страну сырой нефти и тяжелых дистиллятов на условиях дальнейшего экспорта из Украины в Европу доработанных полуфабрикатов (подготовленной нефти или нефтепродуктов). В целом, с введением в начале 2002 г. Москвой унифицированного механизма начисления ставок экспортной пошлины указанный выше фактор бегства российских трейдеров от ограничительных мер привел к лавинообразному росту экспорта нефти и нефтепродуктов из Украины. Так, за 2002 г. отечественный экспорт бензинов вырос на 480, сырой нефти - на 391, мазута - на 43, дизтоплива - на 38 процентов. Подобные тенденции роста, сохранившись в первой половине 2003 г., привели к небывалому ажиотажу в сопутствующих отраслях портовой перевалки, а также производства и эксплуатации железнодорожных цистерн.

На первый взгляд, стремительный рост экспорта может показаться позитивным показателем украинской экономики - при хронически стагнирующей добыче нефти и конденсата, не превышающей 4 млн т в год, мы начали экспортировать около 7 млн т нефтепродуктов в год, то есть больше, чем обладающие более крепкой нефтедобычей Азербайджан или Румыния.

Однако при более детальном рассмотрении украинский рост экспорта выглядит довольно странным - ведущими адресатами украинских нефтепоставок являются оффшоры, а не соседние Польша, Молдова или южные регионы РФ. Что касается расположенных в непосредственной близости от Лисичанского или Дрогобычского НПЗ зарубежных потребителей, то большинство из них ни сном ни духом не ведают о мощном украинском экспорте. Причиной тому доминирование в украинском экспорте вывоза временно ввезенного на территорию страны российского давальческого сырья, которое, после незначительной доработки в Украине, вывозится с ее территории и следует на НПЗ соседних стран для производства конечной продукции. Доминирование вывоза давальческого сырья, кроме перекосов в географии экспорта, оказывает дестабилизирующее воздействие на внутренний рынок Украины - необходимость экспорта временно ввезенных полуфабрикатов российскими трейдерами превращает ежегодные кампании по закупке 1,5 млн т дизтоплива для АПК в тяжелое испытание для украинского правительства.

Не стала исключением в этом плане и нынешняя аграрная кампания, в ходе которой Кабинет Министров для стабилизации цен был вынужден впервые в истории страны применить директивные методы ограничения экспорта нефти и нефтепродуктов, введя 23 сентября обязательную регистрацию экспортных контрактов. Эти меры сопровождались временным блокированием "Укрзалізниці" поставок железнодорожных цистерн к Одессе и Ильичевску - наиболее крупным площадкам для экспорта временно ввезенных нефтяных грузов. В итоге все завершилось приказом Гостаможслужбы о запрете с 26 сентября экспорта нефтепродуктов с территории Украины без предъявления документов о регистрации контракта.

Прекрасно понимая влияние российской политики применения унифицированных экспортных нефтяных пошлин на ситуацию в Украине, московский истеблишмент пытается всячески использовать этот рычаг в своих геополитических интересах. Так, накануне решения о повышении ставок экспортных пошлин глава Госдумы РФ Геннадий Селезнев заявлял, что Москва готова пойти на компромисс в вопросе снижения ставки экспортной пошлины на поставляемые в Украину энергоносители в случае успешного ее вхождения в состав Единого экономического пространства. В противном случае, не исключил он, Россия откажется снимать пошлины по нефти и газу: "Мы готовы вести переговоры и регулировать, какой таможенный тариф мы сделаем по этой продукции, а Украина - отрегулирует пошлины по другой продукции. И найдем компромисс. Лишь бы было желание двух сторон", - заметил г - н Селезнев.

Это желание сторон после ялтинских соглашений о вхождении Украины в ЕЭП стало реальностью. А вот официальных заявлений, касающихся перспективы согласования общей политики регулирования нефтеэкспорта, как не было, так и нет. Если, конечно, не считать таковыми заявления посла РФ в Украине Виктора Черномырдина, который 26 сентября заявил, что Москва твердо намерена придерживаться политики установления мировых цен на нефть для соседних государств.

Иван Петров

За матеріалами: Деловая столица
 

ТЕГИ

Курс НБУ на завтра
 
за
курс
uah
%
USD
1
41,9048
 0,0777
0,19
EUR
1
43,9581
 0,0438
0,10

Курс обміну валют на сьогодні, 09:38
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,5240  0,10 0,24 42,1224  0,08 0,19
EUR 43,7248  0,09 0,20 44,4100  0,07 0,16

Міжбанківський ринок на сьогодні, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,8850  0,05 0,12 41,9050  0,05 0,13
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес