Фінансові новини
- |
- 18.12.24
- |
- 16:51
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
"День": Цены на бензин растут по политическим мотивам?
12:52 03.09.2003 |
По традиции, причиной регулярных осенних скачков цен на нефтепродукты называют пик уборочных работ в сельском хозяйстве. Однако нынешней осенью эксперты предполагают и наличие других причин - несговорчивость Украины относительно реверса нефтепровода Одесса - Броды и условий создания газотранспортного консорциума. По словам главы Минтопэнерго С.Ермилова, одной из причин ценового всплеска на нефтепродукты является реэкспорт российской нефти, поставляемой в Украину. Министр подтвердил факт давления на Минтопэнерго и украинское правительство со стороны сторонников реверсного направления нефтепровода Одесса - Броды, однако не связал его с искусственно создаваемым дефицитом нефтепродуктов
Начавшийся во второй половине августа рост цен на нефтепродукты больно бьет и по карманам рядовых налогоплательщиков, и по показателям предприятий. За последнюю неделю в Киеве бензин А - 76 подорожал более чем на 50%, А - 92 и А - 95 - более чем на 22%. Цена дизельного топлива повысилась на 22 - 25%. В столице может быть введено временное государственное регулирование. Киевский мэр Александр Омельченко при этом даже вывел определенную закономерность: цены на нефтепродукты осенью повышаются уже в третий раз за последние четыре года. По его мнению, это связано с проведением посевных и уборочных работ. В то же время начальник Главного управления по вопросам ценовой политики Киевгорадминистрации Василий Яструбинский считает, что для такого значительного повышения цен в Киеве оснований нет. И даже "ссылки на подорожание нефти и нефтепродуктов на мировом уровне и в России не имеют оснований, поскольку рост цен в Киеве не адекватен, а в несколько раз больше". Ценовой страж столицы увидел "агрессивную тенденцию роста цен" в оптовом звене, когда оптовая цена на бензин А - 76 и дизтопливо превышает розничные цены на автозаправках. При этом он считает, что в Киеве есть объективные экономические причины для роста цен в пределах 5 - 15%, однако "не теми темпами, которые заявили оптовые продавцы".
Схожая ситуация сложилась и в некоторых других регионах. Эксперт концерна "Содружество" Алексей Антонов, отслеживающий ситуацию в Херсонской и других южных областях, сказал "Дню", что цены на автозаправочных станциях даже ниже, чем при покупке бензина мелким оптом на нефтебазах. Цена мелкого опта, по словам эксперта, повысилась в диапазоне от 25 до 30%. По его мнению, это связано с тем, что на нефтеперерабатывающих заводах отсутствуют запасы нефтепродуктов. "И друг на друга глядя, НПЗ просто поднимают цены, исходя из образовавшегося дефицита". По данным Антонова, на таком нефтяном гиганте, как Кременчугский НПЗ (нефть сюда, как известно поставляется из Татарстана), сейчас при минимально возможной для работы загрузке - 7 тысяч тонн - имеется вдвое меньше нефти.
Рванули вверх и цены нефтепродуктов в Днепропетровской области. Глава облгосадминистрации Владимир Яцуба настроен воинственно и даже обещает "заставить" продавцов нефтепродуктов установить справедливые цены. Глава АМК Алексей Костусев сообщил, что в сентябре комитет завершит расследование относительно сговора о согласованной ценовой политике двух крупнейших в Днепропетровской области операторов - ООО "Авиас" и "Сентоза Ойл", на каждого из которых приходится более 30% регионального рынка.
Одновременно АМК мониторит и ситуацию по стране. Правда, особой угрозы тут пока не обнаружено. Тем не менее начальник Первого исследовательского управления АМК Петр Амброзевич сказал "Дню", что причинно - следственные факторы в этом процессе в основном носят внешний характер и совпали как с сезонными колебаниями, так и с колебаниями на мировом рынке нефтепродуктов. Только в августе цены на нефть на мировом рынке выросли на $28 за тонну. По мнению Амброзевича, Россия как основной поставщик нефти в Украину хочет воспользоваться такой ситуацией. В этих условиях даже российские заводы ощущают ограниченность в сырье, поскольку большая часть нефти идет на экспорт. И если раньше цены на нефтепродукты в России были существенно ниже (в долларовом эквиваленте), чем в Украине, то сейчас они вполне сопоставимы, считает эксперт. И все же, по его мнению, в Украине нефтепродуктов достаточно, чтобы не возникал дефицит и обычно сопутствующий ему ажиотажный спрос, как это было в 1999 году. Подозрение в том, что заводы придерживают на своих складах нефтепродукты, по словам Амброзевича, не подтвердилось - наоборот, уровень запасов ниже, чем месяцем раньше. АМК предупредил правительство, что в случае, если у местных администраций сдадут нервы и они начнут вводить административное регулирование, ограничивать цены, то это может привести к нарушениям в рыночном процессе и дестабилизации рынка. АМК прогнозирует: если в Украине ввести административные ограничения, то нефтепродукты моментально потекут в Европу.
Независимые от правительства эксперты считают, что страна стоит на грани энергетического кризиса. В этом, в частности, уверен директор научно - технического центра "Психея" и главный редактор нефтяного обозрения "Терминал" Сергей Сапегин. По его данным, сегодня практически простаивает Кременчугский НПЗ. Остатки нефтепродуктов здесь составляют примерно 50 - 60 тысяч тонн, тогда как обычно - 100 - 120 тысяч. Простаивает и Херсонский НПЗ, где выполняются плановые работы по модернизации производства.
При этом Одесский и Лисичанский НПЗ работают практически исключительно на собственную сеть АЗС. Шебелинский газоперерабатывающий завод начал реальные отгрузки только в последней декаде августа. По мнению Сапегина, действительными причинами ограничений объемов поставки нефти из России на украинский рынок является несговорчивость украинского правительства в вопросах реверса нефти по нефтепроводу "Одесса - Броды" и затягивание решения о создании газотранспортного консорциума.
Иными словами, Украина просто подвергается давлению. Это бывало уже неоднократно. "Я сразу вспоминаю 2000 год, когда точно так же решался вопрос по газовым долгам и по так называемому несанкционированному отбору газа, - говорит Сапегин, - тогда была очень похожая ситуация с нефтепродуктами, которые экспортировались в Украину из России".
Между тем министр топлива и энергетики Сергей Ермилов, которого российская ТНК, владеющая ЛиНОСом - крупнейшим украинским НПЗ, в письме к Президенту Леониду Кучме обвиняла в сопротивлении реверсу, похоже, нашел выход. Министр официально назначил своего первого заместителя и одновременно главу НАК "Нефтегаз Украины" Юрия Бойко, известного своей приверженностью к реверсу, ответственным... за ценовую ситуацию на рынке нефтепродуктов. Как разрешится эта ситуация - сказать пока сложно. Но то, что она стала побочным следствием приватизации украинских НПЗ исключительно российскими нефтяными компаниями, понятно уже сейчас. Очевидно также, что лоббистский потенциал российских компаний в Украине не ограничивается наличием "сочувствующих" в руководстве украинского ТЭКа.
Виталий КНЯЖАНСКИЙ