Фінансові новини
- |
- 17.11.24
- |
- 19:21
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
Украинские АЗС нашли замену белорусскому топливу
13:59 25.07.2016 |
Иван Петров
UBR.ua
Июльские нефтяные разборки между Москвой и Минском, спровоцировавшие перебои с поставками нефтепродуктов в Украину, могут повториться в любой момент. Это заставляет наших чиновников диверсифицировать риски и искать новых поставщиков бензина и дизеля на отечественные АЗС.
Бензиновый скандал
Украинские власти к июлю начали размораживать приостановленное в 2011 г. соглашение с Азербайджаном о транзите нефти в Беларусь и Чехию. Тогда Минск настоял на подключении к контракту поставок из Венесуэлы, а США и ЕС ввели санкции против белорусских госкомпаний "Белнефтехим" и "Белнефть".
Восточная Европа пять лет назад так не увидела порядка 18 млн. т азербайджанской нефти, вполне конкурентной российской. Из них 12 млн. т готова была оплатить Беларусь, 5 млн. т - Чехия и 2 млн т - наш Кременчугский НПЗ.
В 2015 г. западные санкции против Белоруссии были сняты, что позволило разморозить это соглашение. Поэтому в прошлом месяце, во время визита в Баку украинского президента Петра Порошенко, лидер Азербайджана Ильхам Алиев заявил, что две страны договорились возобновить проект загрузки нефтепровода Одесса-Броды.
По этому проекту небольшой объем нефти еще в 2011 г. поступил в грузинские порты в Батуми и Супса, далее проследовал танкерами в порт Южный, и заполнил одну из ниток нефтепровода "Дружба", соединяющего Белоруссию и Украину с Чехией. Российская трубопроводная монополия "Транснефть" традиционно берет на себя чрезмерные обязательства по заполнению этого нефтепровода, и резервирует все его нитки, чтобы не допускать к трубе конкурентов.
В 2016 г. по ветке "Дружбы", идущей из Белоруссии в Польшу, запланировано поставить очередные 50 млн. т (в 2015 г. украинская ветка "Дружбы" была загружена лишь на 12% своей мощности с поставками всего 17 млн. т).
Договариваясь восстановить соглашение от 2011 г. о транзите нефти, Украина и Азербайджан ни словом не обмолвились о роли Беларуси как самого крупного потенциального покупателя. Несмотря на это, в РФ тут же "приревновали" Минск к Баку, и начали угрожать сокращением поставок российской нефти.
В феврале этого года, когда на протяжении месяца в РФ вообще не поступило ни одной тонны белорусского бензина и дизеля, российские власти заявляли, что по итогам 2015 г. вместо обещанных 1,5 млн. тонн, белорусские НПЗ поставили на 65% меньше.
Затем в июле, буквально накануне визита Порошенко в Баку, российская пресса начала пророчить сокращение поставок нефти в Беларусь в текущем году на 5 млн. т.
Эти угрозы и спровоцировали перебои в поставках белорусских нефтепродуктов в Украину в начале июля. Напомним: импорт полностью прекратился с 4 по 14 июня, но потом начал восстанавливаться. Белорусская пресса объяснила эту паузу таинственным термином "сведение балансов". Для Украины же июльский провал значил очень много, так как он пришелся как раз на начало уборочной кампании и сезонных осенних закупок топлива для армии.
Кто заменит белорусов
Беларусь традиционно доминирует на украинском рынке импортных нефтепродуктов с долей 25%. По итогам первого полугодия 2016 г. из соседней страны к нам завезли бензина и дизеля на $512,4 млн. Для сравнения: из Литвы - на $64,1 млн., РФ - на $42,4 млн., из других стран - на $150,177 млн.
Почему РФ не продолжила давление на Беларусь, и пауза в поставках в нашу страну оказалась такой короткой? Ответ на этот вопрос следует искать, прежде всего, в Баку. Там, несмотря на сопротивление РФ, твердо намерены выходить на новые рынки, прежде всего - Восточной Европы и Украины.
Причина проста: падение мировых цен на нефть и усиление конкуренции за рынки сбыта. Москва могла бы надавить и на Баку, но все дело в том, что вслед за Азербайджаном свой интерес к нефтепроводу Одесса-Броды проявил Иран.
"Иранская сторона очень заинтересовалась транспортировкой нефти по трубопроводу Южный-Броды, поскольку это - наилучшая логистика", - заявил еще в конце прошлой весны глава министерства энергетики и угольной промышленности Игорь Насалык. С учетом "иранского фактора" Москве пришлось бы давить слишком на многих в Минске, Киеве, Баку и главное, - в Тегеране.
Такие расклады совсем не означают, что угрозы сокращения продажи нефти в Беларусь и паузы в импорте нефтепродуктов в Украину не будут повторяться в будущем. Короткая июльская пауза в белорусских поставках не смогла повилять на стоимость топлива на украинских АЗС.
Скачка цен не произошло потому по двум причинам. Во-первых, Кременчугский НПЗ и Шебелинский ГПЗ продолжают успешно перерабатывать импортную нефть из Казахстана. И во-вторых, к середине лета впервые с 2014 г. возобновила работу главная "дизельная артерия" украинского импорта, украино-белорусский нефтепродуктопровод Мозырь-Ужгород. Как отметили в агентстве А-95, этот трубопровод начал импорт нефтепродуктов из РФ, и превратил Житомирскую область в регион с самым дешевым дизелем (оптовые цены стартуют с 14,9-15грн/л. при среднем украинском уровне в 15,5 грн/л).
|
|
ТЕГИ
ТОП-НОВИНИ
ПІДПИСКА НА НОВИНИ
Для підписки на розсилку новин введіть Вашу поштову адресу :