Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Украинская нефтепереработка доживает последние дни

В прошлом году НПЗ Украины установили новый «рекорд» - объемы производства нефтепродуктов упали в два раза, достигнув отметки в 4,9 млн. т. По данным Министерства энергетики, столь значительное падение обусловлено внешними факторами - резким сворачиванием поставок российской нефти. С этой информацией не поспоришь: по официальной статистике, Россия сократила поставки черного золота на наши заводы в 6,5 раза - до 724,8 тыс. т. Но обвинять соседа в сырьевой блокаде будет несправедливо. Он осуществляет поставки в соответствии с заявками контрагентов, а весной прошлого года один из трех работавших в то время в Украине НПЗ - Лисичанский - обнулил свою заявку.

Генераторы убытков

Решение остановиться, по словам тогдашних хозяев завода - российско-британской группы ТНК-ВР, было принято из-за того, что предприятие начало генерировать убытки. Эта версия выглядит не очень убедительно на фоне 110 млн. грн. чистой прибыли, с которой владеющее заводом ЧАО «Линик» закончило 2011 год. Но какой бы ни был главный мотив остановки производства, однозначно можно утверждать, что консервация Лисичанского НПЗ - всего лишь очередное наглядное подтверждение кризиса в отечественной нефтеперерабатывающей отрасли.

Падение объемов производства нефтепродуктов в Украине фиксируется уже несколько лет подряд. И если эта тенденция сохранится, уже к концу текущего года с местных заправок исчезнет отечественный продукт. Но отвечать за это никому в стране не хочется, поэтому Кабмин решил сработать на опережение. Так, недавно премьер-министр Николай Азаров публично поручил Министерству энергетики «возобновить работу нефтеперерабатывающей отрасли». Самый простой способ выполнить эту задачу - установить пошлины или квоты на ввоз импортного бензина и дизеля. Однако новый глава Минэнерго Эдуард Ставицкий не пойдет на этот шаг, поскольку Азаров неоднократно заявлял, что это приведет к резкому росту цен на нефтепродукты.

Таким образом, единственным способом поддержать отечественных нефтепереработчиков остается бойкот, негласно объявленный импортерам таможенниками. Речь идет о том, что оформление зарубежного топлива на границе затягивается до рекордных четырех-шести недель под предлогом проверки качества.

Таможенный барьер привел к сокращению легального импорта, в результате чего, согласно официальным данным Министерства финансов, государство недополучило за прошлый год свыше 4 миллиардов гривен.

«Расчетные объемы потребления моторных бензинов в 2012 году (учитывающие импорт, внутреннее производство, экспорт и изменение остатков) отличаются от официальных данных Госстата о потреблении бензинов на 936,9 тыс. т, или на 22,3%, в то время как в прошлые годы разница не превышала 5%. Указанное дает основание говорить о значительной доле тенизации рынка бензина», - говорится в справочных материалах ведомства Юрия Колобова.

Хозяева украинских НПЗ все как один утверждают, что кризис в отрасли связан с дороговизной импортируемой ими российской нефти и высоким уровнем ввозной пошлины. Действительно, продукция украинских заводов не выдерживает ценовой конкуренции с топливом из стран Таможенного союза, где действует льготный режим поставок российской нефти. Но при этом главной причиной падения объемов производства в отрасли является именно техническая отсталость заводов, ставшая следствием нежелания их владельцев инвестировать в развитие предприятий.

Ставка на транзит

По иронии судьбы, именно сейчас, когда украинская нефтепереработка находится на последнем издыхании, активизировался процесс достройки многострадального нефтяного канала Одесса - Гданьск (Польша). Как известно, изначально планировалось, что по этой трубе на европейский рынок ежегодно будет попадать 9 млн. т каспийской и казахской нефти. Благодаря этому проекту Украина могла бы не только усилить свои транзитные позиции, но и получить альтернативный канал поставок сырья для собственных НПЗ. Однако проект так и не заработал, поскольку его участники на протяжении последних десяти лет не нашли в себе силы достроить центральную часть этой магистрали - от украинских Брод до польского Плоцка, который уже соединен нефтепроводом с Гданьском. Теперь же этот вопрос вновь на повестке дня. Так, в конце прошлого года советы гмин (наименьших административных единиц Польши) Миланува, Вохыни, Рейовца Фабричного и Хрубешува учли трассу нефтепровода Броды - Плоцк в местных планах землепользования и застройки. А неделю назад руководство международного трубопроводного предприятия «Сарматия», отвечающего за строительство магистрали, установило новый срок реализации проекта - до конца 2015 года.

Понятно, что прямой взаимосвязи между началом работы этой магистрали и реанимацией украинских НПЗ нет - ведь каспийская нефть еще дороже российской. Однако, если бы нефтепровод Одесса - Гданьск заработал в полную силу, это могло бы подтолкнуть соинвесторов достройки трубы к вложениям в нашу отрасль. В этом мог бы быть заинтересован один из участников упомянутой «Сарматии» азербайджанская Socar. Эта госкорпорация агрессивно развивает бизнес в украинской рознице (уже сейчас ей принадлежит 60 АЗС, количество которых по итогам 2013 г. планируется нарастить до 100).

Другой вопрос, что интерес азербайджанцев к развитию украинской нефтепереработки нечем подкрепить: по итогам прошлого года Socar сократила добычу нефти на 2% до 8 млн. т. Поэтому Украине стоит рассчитывать в первую очередь на внутренних инвесторов. Подстегнуть их к вложениям в собственные предприятия проще простого. Для этого достаточно повысить стандарты качества на производимые в стране нефтепродукты. Но дождаться этого решения нереально, ведь ведающие этим вопросом чиновники зависимы от олигархов, а время для эффективной модернизации бездарно упущено.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

СЕРГЕЙ КУЮН, директор «Консалтинговой группы А-95»

Власть не хочет понять главную проблему украинской нефтепереработки - рынок заполонен контрабандой и фальсификатом. На днях Министерство финансов опубликовало официальные данные, согласно которым 22% рынка нефтепродуктов находится в тени. Эту проблему не решат ни пошлины, ни квоты, о которых говорят в Кабмине. Есть более эффективные способы защиты отечественного производителя. Один из них - заставить таможенников и налоговиков добросовестно выполнять свои функции, что позволит в кратчайшие сроки минимизировать долю нелегального топлива на рынке.

ЮРИЙ САВЧЕНКО

За матеріалами: Комментарии
 

ТЕГИ

Курс НБУ на сьогодні
 
за
курс
uah
%
USD
1
41,9048
 0,0777
0,19
EUR
1
43,9581
 0,0438
0,10

Курс обміну валют на сьогодні, 10:19
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,6048  0,08 0,19 42,2292  0,11 0,25
EUR 43,5300  0,19 0,45 44,2820  0,13 0,29

Міжбанківський ринок на сьогодні, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,9300  0,05 0,11 41,9500  0,05 0,11
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес